Материалы программы

Классификация овощных культур

9 января 2013

МАОУ «Гимназия №3» г. Великий Новгород

«Классификация овощных культур»

 Цели урока:

1. Образовательные:

- способствовать запоминанию групп овощных культур;
- способствовать осознанию важности и значения выращивания овощей для здоровья человека.

2. Развивающие цели:

способствовать развитию речи учащихся (обогащение словарного запаса);
- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, объяснять понятия);
- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся.

3. Воспитательные цели:

умение работать в коллективе; 
- способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, экологических качеств личности;
- воспитывать потребность в правильном и здоровом питании.

Ход урока

Организационный момент: на доске предметные картинки.

Учитель: Что общего у всех этих предметов?

Дети: Они живые, могут дышать, размножаются, нужны людям.

Учитель: А что здесь лишнее?

Дети: Это овощи, а лимон – это фрукт.

Актуализация знаний учащихся, сообщение темы и цели урока.

 Сегодня будем говорить об овощах. Без овощей невозможно представить рациональное питание человека. Они содержат большое количество витаминов, минеральных веществ и клетчатки, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма. 

 Давайте вспомним питательную ценность овощей, какими они  богаты витаминами.

Витамин А – это витамин роста, он повышает устойчивость организма к  инфекционным заболеваниям, играет большую роль для органов зрения.

Овощи, содержащие витамин А:  морковь, горох, фасоль, красный перец, капуста, томат.

Из- за отсутствия витамина С в организме человека - развивается болезнь цинга, кровоточивость десен, язвы на слизистых оболочках рта, хрупкость костей, малокровие.

Овощи, содержащие  витамин С: капуста, томат, лук, картофель.

Витамин В- витамин бодрости, нормализует деятельность нервной системы.

Овощи, содержащие витамин В: капуста, лук, морковь.

Изучение новой темы.

Овощеводство – одна из древнейших отраслей сельского хозяйства. Более 4000 лет возделывает человек капусту, лук, огурцы. Еще за 1000 лет до н. э. выращивали дыни, морковь, свеклу, редьку и чеснок. На огромной территории нашей страны, по различным данным, выращивают до 40 видов овощных культур. Массовое распространение имеют: капуста, картофель, свекла, репа, морковь, редис, редька, огурец, тыква, кабачок, помидор, перец, баклажан, лук репчатый, чеснок, петрушка, укроп и многие другие овощи.

Зимой, весной и в начале лета получить свежие овощи может нам помочь грядка на подоконнике. В условиях комнаты можно вырастить скороспелые листовые и пряно-вкусовые овощные культуры, а также плоды огурца, томата, сладкого и острого перца, выгнать зелень из корнеплодов, луковиц, корневищ, доращивать цветную капусту, лук порей и другие культуры. Выращивать овощи еще полезно и тем, что мы лучше познаем жизнь растений. 

Овощные растения в комнатных условиях можно выращивать несколькими способами: посевом семян на постоянное место, посадкой рассады, доращиванием продленной культурой и выгонкой. Овощные растения, которые выращивают методом выгонки для получения зеленых листьев холодостойкие и нетребовательные к свету, поэтому могут дать урожай и в осенне-зимний период, а вот огурец, томат очень светолюбивы и требуют дополнительного досвечивания.

Овощи используются в свежем виде, для варки, тушения, приготовления салатов и консервирования.

Каждая овощная культура имеет свои индивидуальные биологические особенности, характеризуется особыми требованиями к условиям окружающей среды и способам выращивания, отличается способом употребления в пищу. Вместе с тем овощные растения имеют ряд общих признаков, позволяющих объединять их в отдельные группы.

 Классификация овощей:

  Овощные растения, выращиваемые в комнатных условиях,  в зависимости от того, какую часть растения мы используем в пищу, можно разделить  на несколько групп.

Плодовые: огурец, томат, перец острый и сладкий. В пищу употребляют плоды. Плодами называют органы растений, образующиеся после цветения. Внутри плоды находятся семена.

Луковые однолетние: лук репчатый на перо, лук порей, лук севок; многолетние луковые: шнитт-лук, лук батун. А пищу используют луковицы или зеленые листья растений.

Капустные: цветная капуста, капуста пекинская, капуста белокочанная. В пищу используются кочаны и соцветия.

Листовые однолетние: салат листовой, горчица листовая, кресс салат, шпинат, огуречная трава Бораго. Используют зеленые листья растений.

Корнеплодные: салатный цикорий, петрушка корневая, сельдерей корневой, свекла столовая, мангольд, морковь. Все эти растения имеют сочные корни, употребляемые в пищу.

Пряно-вкусовые однолетние: базилик, кориандр, чабер, укроп; многолетние: мелисса, мята перечная, эстрагон, чабер зимний, фенхель, тмин.

 

Игра «Овощное лото».

Цель: распределить карточки с изображением овощей по группам овощных культур.

Условия игры: на ваших столах карточки с изображением различных овощей.

Учащиеся распределяют карточки соответственно группам овощных культур на доске.

Что общего у всех культур, которые относятся к каждой группе?

Физкультминутка.

Жил один садовод,
Он развёл огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принёс чемодан,
Полный разных семян.
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена,
Садовод любовался на всходы:
Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берёг от холодной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
– Никогда и нигде:
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук и репуста.

Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа в подгруппах. Коллаж «Классификация овощных культур»

Изготовление наглядного пособия по овощеводству, используя пластилинографию.

Нарисовать овощи на карточках пластилином, вырезать по контуру, приклеить на ватман, распределяя по группам.

Показать приемы рисования и раскраски контура овощей пластилином.

 

Обобщение знаний, полученных на уроке.

Что такое овощеводство? Какие растения люди  выращивают для получения продуктов питания?

На какие группы можно разделить овощные культуры?

Домашнее задание.

Ответить на вопросы:

  1. Что я знаю о выращивании овощных культур?
  2. Что я хочу узнать?
  3. Какими источниками информации могу воспользоваться?


Теги: Занятие