Материалы программы

Путешествие с культурными растениями

10 января 2013

Занятие   « Путешествие с культурными растениями»

 Учитель МБОУ Собинского района ООШ № 2 г. Собинки Герасимова Т.М.

Цель:

- познакомить учащихся с жизнью Н.И. Вавилова, его достижениями в области сельского хозяйства;

- привлечь внимание к вопросам происхождения  и многообразия культурных растений;

Оборудование: контуры материков,  рисунки  и гербарии растений.

 

План занятия

 

  1. I.                   Рассказ  о жизни и вкладе  Н.И. Вавилова в сельскохозяйственную науку.

Учитель: ребята, 25 ноября исполняется 125 лет со дня рождения ученого генетика, ботаника, селекционера, академика  Н.И. Вавилова.

Н. И. Вавилов - организатор и участник ботанико-агрономических экспедиций, охвативших большинство континентов, в ходе которых он  выявил древние очаги формообразования культурных растений. Создал учение о мировых центрах происхождения культурных растений. Под руководством Вавилова была создана крупнейшая в мире коллекция семян культурных растений( 250 тыс). Ему принадлежат основы  государственных испытаний сортов полевых культур.

Согласно Вавилову культурные растения возникли  в относительно немногих очагах, обычно расположенных в горных местностях. Вавилов выделил семь первичных центров:

 1. Южно-Азиатский тропический центр (тропическая Индия, Индокитай, Южный Китай и острова Юго-Восточной Азии), давший человечеству рис, сахарный тростник, азиатские сорта хлопчатника, огурцы, лимон, апельсин, большое количество других тропических плодовых и овощных культур.

 2. Восточно-Азиатский центр (Китай, остров Тайвань, Корея, Япония). Родина сои, проса, чайного куста, многих овощных и плодовых культур.

 3. Юго-Западноазиатский центр (Малая Азия, Иран, Афганистан, Средняя Азия, Северо-Западная Индия). Это родина мягкой  пшеницы, ржи, зернобобовых, дыни, яблони, винограда, многих других плодовых.

 4. Средиземноморский центр — родина нескольких видов пшениц, овсов, маслин, многих овощных и кормовых культур, таких как капуста, свекла, морковь, чеснок и лук, редька.

 5. Абиссинский, или Эфиопский, центр — выделяется разнообразием форм пшеницы и ячменя, родина кофейного дерева  и др.

 6. Центрально-Американский центр (Южная Мексика, Центральная Америка, острова Вест-Индии)- родина кукурузы, фасоли , хлопчатника , перца, какао и др.

 7. Андийский центр (горные области Южной Америки) — родина картофеля, табака, томата, каучукового дерева и других.

 Теория центров происхождения культурных растений помогла Вавилову и его сотрудникам собрать крупнейшую в мире мировую коллекцию семян культурных растений, насчитывающую к 1940 250 тысяч образцов (36 тыс. образцов пшеницы, 10022 — кукурузы, 23636 — зернобобовых и т. д.). С использованием коллекции селекционерами было выведено свыше 450 сортов сельскохозяйственных растений.

 

  1. Проведение игры – викторины « Путешествие с культурными растениями».

- Ребята, мы с вами познакомились с жизнью  выдающегося ученого, Н.И. Вавилова, его вкладом в развитие науки селекции. 23 ноября 2012 года в г. Москве в  РГАУ – МСХА имени  К.А. Тимирязева состоится вавиловская  олимпиада, в которой мы с вами примем участие. Я вам предлагаю поиграть в игру « Путешествие с культурными растениями», которая поможет нам выявить лучших знатоков и закрепить знания о происхождении культурных растений.

Условия игры: дети делятся на две команды. Каждой команде выдается игровое поле с изображением контуров материков. Учитель складывает в игровой барабан  фишки с вопросами – загадками. Учащиеся должны отгадать название растения и назвать его родину и отметить это растение на соответствующем игровом поле. За правильные ответы дети получают жетоны (красные за разгаданную загадку, зеленые за правильное определение родины растения)

Вопросы загадки к каждому игровому полю

  1. Европа

А)     Не шит, не кроен , а весь в рубцах:

         Без счету одежек и все без застежек. ( Капуста)

Б)     У мамки дочки – на шнурочке. ( Земляника)

В)     Кругла, а не месяц.

         Желта, а не масло.

         С хвостом, а не мышь.( Репа)

         2 Азия

А)  Она древностью гордится

      Уже десять тысяч лет,

      Шумит в полях под синим небом

      И кормит всех нас белым хлебом. ( Пшеница)

Б)  А вот цветок, он так похож

      И на пшеницу и на рожь.

     Но в колоске один цветок-

     Так будь внимателен знаток!

В)  С ним сдружились мы давно,

     Дарит он крупу и толокно

     И муку, и кашу, и печенье…

     Поблагодарим за угощенье. ( Овес)

Г) Цветок – крылатка,

А плод- лопатка.

    Плод зелен и молод

    Но сладов и солод. ( Горох)

Д) Все меня любят, а как раздевают,

    Так слезы проливают. ( Лук)

           3 Азия

А) Телятки гладки

      Привязаны к грядке.

      Лежат рядками, зелены сами (Огурцы)

 

Б)  Главный принцип у него, в общем-то, простой:

     Голова – на солнце, ноги  - под водой. ( Рис)

В) Есть  красавица одна-

     И румяна и стройна;

     Хоть в землянке век живет,

     А большой от всех почет,

     Кто проходит близко-

     Кланяется низко (Морковь)

Г) Листья непростые

     В чашку мы кладем

     Воду наливаем и

    С вареньем пьем. (Чай)

            4 Африка

А) У ягоды в серединке

     Два зернышка – половинки

     На огне обжаришь

     И напиток сваришь! ( Кофе)

Б) Круглый – круглый, сладкий- сладкий,

    С полосатой кожей гладкой,

    А разрежешь – посмотри:

    Красный- красный он внутри! ( Арбуз)

В) Из земли вырастало,

     Весь мир одевало. (Хлопчатник)

        5 Северная Америка

А) Золотое решето

     Черных домиков полно.

    Сколько черненьких домков-

    Столько беленьких жильцов. (Подсолнечник)

Б) Желтая курица

    Лежит под тыном, дуется. (Тыква)

В) Из боба, из карманчика

    Цветные взял галанчики

    Посеешь – вырос мощный куст,

    А сваришь суп - отличный вкус. ( Фасоль)

Г) Вот диковина:

    На ветке-

    Морковина!

    Висит, краснеется,

    На солнце греется. ( Красный перец)

6 Южная  Америка

А) Цветок – напрасный,

    Плод - опасный,

    А поле все засажено. ( Картофель)

Б) Ягода красна,

   Ягода вкусна,

   Режь да соли!

    Ешь да хвали (Томат)

В) Что за ягода: горька, да не рябина,

    Черна, да не черника,

    Растет не в лесу, а на огороде

    И не  помещается во рту? ( Баклажан)

Г) В жизни только раз цветет

    И соплодие дает.

   То ли шишку, то ли плод,

   Сочный фрукт, как будто мед (Ананас)

 

Выигрывает команда, которая набирает большее количество фишек. В конце игры  получается карта с отмеченными центрами происхождения культурных растений.

 

Карточки с загадками расположены под следующими номерами:

  1. Фасоль
  2. Томат
  3. Ячмень
  4. Ананас
  5. Морковь
  6. Репа
  7. Земляника
  8. пшеница
  9. баклажан
  10. лук
  11. капуста
  12. картофель
  13. перец
  14. овес
  15. кофе
  16. рожь
  17. подсолнечник
  18. тыква
  19. арбуз
  20. огурец
  21. рис
  22. горох
  23. чай

 


Теги: Занятие