Материалы программы

Чистая вода - это здоровье

5 марта 2013

Практическое занятие «Чистая вода - это здоровье»

Школа № 33 г. Великий Новгород

Автор: учитель начальных классов

Василевская Светлана Геннадьевна

 

Цели:
 *развить представление учащихся о значении чистой воды и ее роли в природе, жизни и деятельности человека;
*донести до сознания школьников понимание важности употребления в питании чистой воды

*познакомить с различными видами домашних фильтров и принципом фильтрования.

*Научить элементарным способам очистки воды.

Задачи:

* расширить и закрепить у учащихся знания о воде, как об уникальном веществе, без которого невозможна жизнь;
*способствовать формированию представления о чистой воде, как о величайшей универсальной ценности;
*содействовать закреплению у школьников желания беречь воду;


Оборудование: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, презентация, детские рисунки (выставка рисунков на доске), лабораторное оборудование для уроков окружающего мира(1 комплект на 2 человека),  3 ёмкости с жидкостью для исследований, ёмкость с раствором перманганата калия, разобранный картридж для фильтра, 2 стаканчика с водой (чистой и грязной), файл со звуками живой природы (вода), толковый словарь Ожегова, таблица рефлексии.

 

Отгадайте загадку:

В морях и океанах обитаю,

Но часто по небу летаю.

Как наскучит мне летать,

 На землю падаю опять

 - Что это? (Вода)

Мы часто используем воду.  И часто о ней вспоминаем тогда, когда нам хочется пить.

 У нас  в классе есть желающие пить? (вызывается один ученик) Какой стакан ты    возьмёшь? (с чистой водой)

А почему ты не взял другой стакан? (там вода грязная!) А почему ты уверен, что в первом стакане вода чистая? (она прозрачная)

А ты уверен, что хочешь выпить воду из неизвестного источника? А вдруг, козлёночком   станешь?

Посмотрите, пожалуйста, на доску.  Здесь зашифрована тема занятия. Нужно взять первые буквы от названий предметов и сложить их в слова.

1 слово:

Человек, Изюм, Слива, Томат, Ананас, Яблоко

 2 слово:

Вишня, Огурец, Дыня, Арбуз

Итак, тема сегодняшнего занятия «Чистая вода»

Что же такое на ваш взгляд чистая вода? (ответы детей)

 

Давайте посмотрим, что на этот счёт говорит

нам толковый словарь Ожегова!

    ЧИСТЫЙ

—  1. - освобожденный от грязи, каких-нибудь наслоений, не имеющий грязи
Пример: Ч. воротничок. Чистая посуда. Чистая одежда. Чистая комната. Чистая вода

—  2. - не содержащий ничего постороннего, без примесей
Пример: Чистое золото. Ч. воздух (свежий). Ч. тон. Чистая русская речь. Чистая вода.

 

Какую же цель мы можем поставить на сегодняшнее занятие? (узнать как можно больше о чистой воде)

И что нам нужно для этого сделать? (предположения детей)

 

Откуда же мы, жители города можем взять чистую воду?

(предположения детей, работа со слайдом)

А почему в современных условиях мы не можем быть уверенными, что вода в реке чистая? ( существуют загрязнители окружающей среды: заводы, автомобили и сами люди)

Как же определить, пригодна ли к употреблению вода? (цвет, прозрачность, отсутствие запаха)

 

Я сегодня хочу показать наглядно способ  определения пригодности воды к употреблению.

 

Для этого я принесла три ёмкости с водой:

1-    Вода из крана

2-    Вода из лужи

3-    Растаявший снег

Для определения качества воды нам потребуется раствор перманганата калия. Как мы называем в быту этот минерал? (марганцовка)

Мы добавим в каждую ёмкость немного раствора и понаблюдаем.

Что вы заметили? Какой вывод вы можете сделать? (в грязной воде раствор теряет свой цвет) Да, вы правы. Если вода чистая - раствор становится бледнее (от количества воды), но цвет не меняет. А если вода загрязнена микробами, то раствор уничтожает микробов, но розовый цвет при этом теряет.

 

А всегда ли из крана идёт чистая вода? (ответы детей)

А кто из вас знает, откуда берётся вода в наших кранах

(из реки Волхов)

Но мы же с вами знаем, что воду из реки нельзя назвать чистой. Где же очищают воду? (на станции очистки воды) Да, вы правы. Из реки вода поступает на станцию очистки. Там помещается в огромные бассейны, где и происходит  её очищение.

Ну, если так всё и происходит, то почему мы дома ещё раз очищаем воду. Показываю бутылку с отстоявшейся водой из крана (осадок)

(Ржавеют трубы и ржавчина смывается водой. Её надо убрать)

При помощи чего мы в домашних условиях можем очистить воду? (фильтры)

Кто из вас знает, как устроены фильтры? (рассказы детей)

А я пошла со своим любопытством дальше, взяла один картридж и его сломала, чтобы посмотреть что у него внутри.…Скажите,  пожалуйста, почему я вам не рекомендую заниматься таким способом исследования без родителей?

( сломанную вещь уже не восстановишь, поэтому нужно спрашивать разрешения у взрослых. Они оценят масштаб ущерба).

Начнём нашу практическую часть работы.

Сегодня вы работаете в парах. Достаньте из комплекта Чашку Петри, стеклянную палочку и лупу (раскладывается раздаточный материал)

Рассмотрите, не притрагиваясь руками, содержимое картриджа фильтра

(дети рассматривают, сообщают об увиденном)

Да, в фильтре волокнистый материал, который удерживает мельчайший мусор

и гранулы вещества, которое очищает воду. Как же действуют фильтры?

А мы можем с вами сконструировать простейший фильтр из тех предметов, что лежат у вас на столе? (на столах раздаточный материал: салфетка, ватный диск, кусочек марли, тетрадный  лист, полиэтиленовая плёнка)

Воспользуйтесь лабораторным оборудованием  и соорудите фильтровальную установку. (оценивание сооружений)

К испытаниям можно приступить. Возьмите стакан  с загрязнённой мелом водой и пропустите её через свои фильтры (оценивание результата)

Скажите, ребята. А для чего нам нужна чистая вода?

Может, все наши старания напрасны?

(дети перечисляют способы применения чистой воды)

И какая же еда должна получиться с такой  замечательной чистой водой (ответы детей)

Да, действительно, еда будет не только вкусной, но ещё и полезной. А это очень важно для чего? (для здоровья)

Можем ли мы сказать, что чистая вода - это важная часть здоровья человека? (да, конечно)

А значит, как мы должны относиться к чистой воде? (ответы детей)

 

Ребята, поделитесь своими впечатлениями от занятия!

1.

Сегодня ...

2.

Я узнал, что ...

3.

Больше всего мне понравилось...

4.

Теперь я....

 

 

- Будущее нашего здоровья зависят от каждого из нас, от детей и взрослых.

Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. Нужно охранять от загрязнений водоемы и прилегающие к ним территории. Мы должны ответственно относиться к водным ресурсам.

 

 

Презентация "Чистая вода- это здоровье"
Чистая вода - это здоровье
опубликован: 05.03.13


Теги: Занятие