Материалы программы

Игра- викторина «Русское поле»

15 марта 2013

Игра-  викторина  « Русское поле»

МБОУ Собинского района ООШ № 2г. Собинки

Герасимова Татьяна Михайловна

Цель: обобщить знания учащихся о зерновых и овощных культурах.

Оборудование:

крупы: перловая, ячневая, гречневая, пшенная, манная, овсяная, геркулесовая,  колоски злаковых культур, таблицы с изображением зерновых и овощных растений.

План занятия

Вступительное слово учителя.

- Ребята,  вы знаете, что для нашего организма большое значение имеют  злаки, овощи, так как они содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться. Особенно полезна для организма натуральная пища,  та которую можно съесть в сыром виде и вырастить  своими руками. Одними из самых популярных видов зерновых во всем мире считаются пшеница, кукуруза и рис. Наряду с ячменем, рожью и овсом они составляют более половины потребляемых человечеством углеводов и белков. Люди неспроста культивировали злаки: только зерновые могли гарантировать им одновременно и пропитание, и здоровье.

Учитель:

- ребята, скажите, что мы используем в пищу у зерновых культур (злаков)? (съедобные семена). А у овощных культур? (плоды, листья, корни ,цветы)

Сегодня на занятии мы проверим, насколько каждый из вас знает зерновые и овощные растения.

Задание – разминка на внимание.

 - Ребята послушайте стихотворение «Овощи» и назовите правильно, что выросло на грядках.

 

Жил один садовод,

Он развел огород,

Приготовил старательно грядки.

Он принес чемодан,

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна

И взошли семена.

Садовод любовался на всходы,

Утром их поливал,

На ночь их укрывал

И берёг от прохладной погоды.

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

- Никогда и нигде

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли

Помидыни росли,

едисвекла, челук, и пшекапуста.

 ( Огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редиска, свекла, чеснок, лук, пшеница, капуста).

 

 

 

Дети делятся на  две команды

1 тур (Командный)

      В первом туре соревнуются 2 команды. Вопросы задаются командам по – очереди. Если одна команда не  отвечает на вопрос, то эстафету принимает вторая команда. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов, она же выходит во второй тур.

Викторина о злаках.

  • Какому злаковому растению не страшен ни холод, ни засуха? (Неприхотливый злак — рожь).
  • Из муки какого растения пекут хлеб, торты, пирожные и сдобные булочки? (Пшеница).
  • Какое злаковое растение сеют осенью? (Рожь).
  • Сладкие зерна этого растения едят сырыми и консервированными. (Семена кукурузы).
  • Из зерен, какого растения делают  кофе, который заменяет натуральный? (Из ячменя).
  • Какое злаковое растение созревает раньше других? (Ячмень).
  • Из муки какого злака выпекают черный хлеб? (Рожь).
  • Из какого растения готовят любимое лакомство многих детей — попкорн? (Из кукурузы)
  • Какое злаковое растение растет на поле, специально залитом водой? (Рис).
  • В зернах какого злака больше всего каротина? ( Кукуруза)
  • Какие хлебные злаки самые неприхотливые к почве? ( Овес)
  • У каких хлебных злаков зерна могут прорастать с большой глубины? ( У кукурузы)

Викторина «Овощная»

  • Какой овощ три раза меняет имя? (Лук-чернушка, лук- севок, лук-репка).
  • В каком овоще содержится  много крахмала? (Картофель).
  • Какой овощ напоминает летающую (космическую) тарелку? (Патиссон).
  • Что без боли и печали вызывает слезы? (Лук).
  • Название какого овоща произошло от латинского слова «капут»? (Капуста)
  • Какой овощ содержит большое количество витаминов роста? (Морковь).
  • Кругла да гладка, откусишь — сладка... Засела крепко на грядке... (Репка).
  • Какой овощ называют вторым хлебом? (Картофель).
  • Во что превратилась карета Золушки? (Тыква).
  • В земле сидит, хвост вверх глядит, сахар из нее можно добыть, вкусный борщ сварить. (Свекла).
  •  Бывает и сладким, и горьким. (Перец).
  •  Овощ, плоды которого самые большие из всех овощей. (Тыква).
  • Их называют растительным мясом, так как они содержат много белка. (Горох и фасоль, или бобовые.)
  • Стеблевая репа. (Кольраби).
  • Маленький, горький, луку брат ...(Чеснок).
  • Семя стручкового растения, употребляемое в пищу. (Боб).
  • Корнеплод. Если он пареный, то проще не бывает. (Репа).
  • Какой овощ на золотом блюде приносили Богу Аполлону? (Редис)
  • Какой овощ больше всего любил Наполеон? (Фасоль).

 

 

 

 

2 тур. (Индивидуальный)

Соревнуются  между  собой члены победившей команды. Вторая команда выступает в роли зрителей.

■ Он бывает горьким и сладким, а его плоды имеют разную форму и цвет. Славится не только как своеобразная еда, но еще как ароматический и лекарственный продукт. Витамина С в нем в пять раз больше, чем в лимоне. (Перец).

■ Этот овощ «пришел» к нам из Америки двести лет назад и поначалу совершенно не понравился по вкусу. Из него в настоящее время делают много вкусных блюд и соусов. (Помидор или томат).

■ Этот овощ был известен в Индии уже 3 тысячи лет назад и оттуда распространился по всем континентам. С тех пор люди научились делать из него множество салатов и солений. (Огурец).

■ Этот овощ, всегда ценили за сладкую сочность и целебные свойства. Ведь в нем очень много витамина А (бета-каротина), очень важного для здоровья и роста человека. Этот витамин улучшает зрение.  (Морковь).

■ Этот овощ — давний символ здоровья и благополучия. Он, и зеленый, и репчатый, — «защитник» от вредных микробов. (Лук).

■ Этот овощ в зеленых стручках — одно из любимейших детских лакомств на дачной грядке. Издавна его выращивали не только для вкусных супов и каш, но и для очень питательной муки, которую смешивали с пшеничной или ржаной мукой и выпекали хлеб, блины, пирожки. (Горох).

■ Этот овощ давно известен на всех континентах. Едят в свежем виде, делая различные салаты, голубцы, котлеты. А в квашеном виде — кладовая разных витаминов. (Капуста).

■ Один из самых крупных овощей. А люди всегда питают слабость к громадному — оно будит воображение. Поэтому и к этому овощу относятся с особым уважением. По прихоти человека этот овощ достигает невероятных размеров и может весить до 100 кг.  (Тыква).

■ Ближайшие родственники самой обыкновенной тыквы. Их жарят или тушат с другими овощами, консервируют как огурцы, а иногда едят сырыми и даже варят варенье. (Кабачки).

■ Эти овощи очень красивы, похожи на звезды или цветы. Ими наряжают новогодние елки, украшают кухни и дачи, делают из них забавные игрушки, декоративные вазы и корзинки. (Патиссоны).

■ Вкусные, сочные, душистые... Кто не любит эти плоды, только что снятые с грядки! Витаминные салаты, утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные блюда - любому кушанью они придают аппетитный вид. Что же эта за плоды? (Огурец)

 

3 тур.
Задание для двух победителей, набравших больше всего баллов.

На столе крупы  из различных  злаковых  культур:  манная, овсяная, гречневая, ячневая, пшенная, перловая, геркулесовая  колоски и таблички с названием злаков.

Задание: соотнесите крупу с растением, из которого ее получают.

Из двух финалистов побеждает тот, кто правильно выполнит задание.

( Правильные ответы: манная крупа  – пшеница; овсяная крупа – овес; гречневая крупа – гречиха; ячневая крупа –  ячмень; пшенная  крупа – просо; перловая крупа -  ячмень; геркулесовая  крупа – овес.)

Победитель награждается грамотой.


Теги: Занятие