Материалы программы

Мартовская радость

2 апреля 2013

Мартовская радость.

Низинская школа

 Наступил первый месяц весны - март, и нам всем стало как-то радостней! Наверное, потому, что за мартом придёт апрель, а за весной к нам придёт лето… А пока ещё до лета далеко. Зато в марте есть замечательный праздник - Женский день 8 марта.

Всё в марте как раз и подчинено этой главной новости- наступившей весне и наступающему Женскому Дню. Поэтому мы в марте говорили только о добром, только о радостном, только о возвышенном: о цветах! Но цветах необычных, а … съедобных!

Теоретическое занятие «Цветы в кулинарии. Как сделать праздничный букет из овощей, фруктов и других продуктов» мы провели в самый первый день весны. И хотя зима нынче не говорит, что готова уступить место весне, мы устроили настоящий цветочный бал. Пусть наши цветы недолговечны, зато они красивы и, что немаловажно, вкусны и полезны!

Практическое занятие «Кулинарные секреты- съедобные букеты» накануне Дня 8 марта стало хорошей подсказкой детям, как удивить своих мам и бабушек в Женский праздник. Ещё мы вспомнили( а кто-то и в первый раз узнал) застольный этикет: как правильно накрывать праздничный стол, как рассаживать гостей дорогих, как их угощать. 

Итак, в прошлом месяце мы поздравляли наших дорогих пап с Днём защитника Отечества, а сегодня наши праздничные поздравления - дорогим, любимым и единственным мамам, а также бабушкам, сёстрам, подружкам и, конечно же, одноклассницам!

Мы с программой «Будь здоров!»

Шлём букет из тёплых слов:

Поздравляем наших мам!

Пишем текст для телеграмм:

«Любим! Обещаем слушать!

И не вешать лапшу на уши!

Обещаем есть всю кашу!

Убирать квартиру нашу!

И прививок не бояться!

И не плакать, а смеяться!

А ещё готовить вкусно,

Вас на кухне заменять!

И чтоб не было вам грустно,

Будем песни распевать!»

 Программа «Будь здоров!» сдружила нас. Ещё бы: каждый раз мы рассказываем мамам, какое блюдо научились готовить, каждый месяц мы готовим праздник и приглашаем  наших родителей.

Накануне 8 марта мы встретились на  одном из таких праздников, который назывался  «Пусть улыбаются всегда родные мамины глаза!»» и был посвящён традиционному весеннему семейному празднику нашей страны - 8 марта.

Наш праздник прошёл в форме посиделок у самовара, с угощением и развлечением.  Все вместе мы заварили и продегустировали ароматные  чаи из трав и лекарственных растений. А угощением стали наши традиционные русские пряники, баранки и печенье.

За самоваром, как известно, принято общаться, поэтому мы поделились со своими мамами нашими знаниями, которые получили на теоретических и практических занятиях по программе «Будь здоров!», расказали о традициях и обычаях нашего народа, а также порадовали мам и бабушек нашими  песнями и  танцами. Играм, конкурсам и забавам тоже нашлось место.

Наши мамы- самые благодарные зрители. Их радостные улыбки и счастливые лица – это самая высокая награда!

 Подробнее узнать о том, как всё происходило, вы можете, посмотрев  в приложении наши фотографии; там же размещён сценарий праздника, весёлые семейные конкурсы )

 
Сценарий праздника «Пусть улыбаются всегда родные мамины глаза!»

для учащихся 1-4 классов

Место проведения: МОУ Низинская СОШ

Ломоносовского района, Ленинградской области.

Дата проведения: 6 марта 2013 года.

Ответственные за проведение:  Доценко И.Г., Киселёва Т.В.

В гостях у самовара

1 ведущий: Добрый день, дорогие гости! Давно мы Вас поджидаем, у нас для каждого найдется и местечко, и словечко, и забавушек мы вам припасли на всякий вкус.

Добро пожаловать в гости к нашему самовару!

 2 ведущий: Очень часто за событиями

И за сутолокой дней,

Старины своей не помним

Забываем мы о ней.

И хоть более  привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

 1 ведущий: Сегодня мы  расскажем о традициях и обычаях русского народа. А ведь многим из них мы следуем и сейчас. (Обращается к ведущему).

Так о чём же мы поведаем сегодня нашим гостям?

 2 ведущий: Как о чём, о самоваре! Ведь сегодня он  у нас в гостях! Или мы у него?

 1 ведущий: Да, что ни говори, любили наши бабушки и дедушки посидеть у самовара, попить ароматного чайку после трудного дня…

 2 ведущий: Или после бани…

 1 ведущий: А в праздник: вся семья у самовара. Да, что говорить, без него нельзя представить жизнь русского народа… Он был на Руси своеобразным символом семейного очага и уюта. Трудно было представить русскую избу без самовара. Самые хорошие песни звучали  у самовара.

      

1 ученик.      Изобрели самовар в России. Впервые изготовили его на Урале, а затем началось массовое производство. Особенно своими самоварами славилась Тула. К середине 19 века в России существовало уже около 80 фабрик, производящих самовары.

 2 ученик.      Вот как размышлял писатель В. Кравцов:

"У нас в России самовар заменял камины, у которых во Франции и Англии собираются по вечерам. У них трудно представить дом без  камина, а у нас – без самовара.

 3 ученик.      С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьей собираться за столом  с кипящим самоваром, обсуждать новости и решать семейные дела.

4 ученик.      А сейчас, посмотрите презентацию, которую приготовила Михайлова Диана с папой и сестренкой  Алиной

Презентация « Самовар»

5 уч..     Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней всегда пахнет смолой.

6 уч.      В богатой лесами России все постройки издавна были деревянные. В селе жилище называлось изба.

7 уч.      В избе ставили печь. Она играла главную роль в пространстве избы. Печь обогревала всех долгими зимами. Наверху спали старые, да малые. В печи пекли хлеб, томили молоко, сушили грибы.

  8 уч.      Напротив печи находился красный угол, самое светлое и нарядное место в избе.

Там висели иконы и лампадка, проходили за столом трапезы семьи, туда во время уборки урожая ставили первый и последний сноп, желая благополучия дому.

Песня    «Русская изба»

 На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели,
И водили хоровод.
А играли как, играли!
Ох,  и игры  хороши!
Словом, эти посиделки,
Были праздником души.

 

 Ученица:Та-ра-ра, та-ра-ра,

Идут девки со двора

Песни петь да плясать,

Всех вокруг забавлять.

 Ученик: Проходи, честной народ,

Не пыли, дорожка,

Добры молодцы идут

Погулять немножко.

 Мальчики: Девочки-беляночки,

Где вы набелилися?

 Девочки: Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

  Мальчик: Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки

 про наш русский самовар!

 Девочки: И вы, парни не зевайте, а девчатам помогайте..

             « Частушки» - 3 класс

 Отгадайте по порядку наши чайные загадки.

  -  Если гость к тебе пришел, усади его за стол.

Пирогами привечай, пусть попьёт с тобою… (чай)

 - Если будет чай не сладким, можно  скушать шоколадку.

Ну, а лучше к чайку нам добавить … (сахарку)

 Если вдруг у вас простуда, грипп или ангина,

Будет вам с чайком полезна сладкая … (малина)

 За порядком он следит, у него серьёзный вид.

У посуды есть начальник.

Ну, конечно, это …(чайник)

 С аппетитом чай мы пьём утром, вечером и днём.

Если будет в чае он – желтый, кисленький…(лимон)

 - Этот праздник к нам идет

         Раннею весною,

Сколько радостей несет
    Он всегда с собою!

Ледяные горки ждут,
    И снежок сверкает,

Санки с горок   вниз бегут,
   Смех не умолкает.

Дома аромат блинов
   Праздничный чудесный,

На блины друзей зовем,
   Будем есть их вместе. – ( Масленица)

 Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины -
Едем  к теще…….. ( на блины)

  Песня « Мы блинов давно не ели»

 Выходит 1 класс

  Играми да плясками сыт не будешь.

Напелись, наплясались, чай проголодались?

 Славится наш народ гостеприимством.

Мы вас к чаю приглашаем.

Я иду, иду, иду, самовар в руках несу,

Прибауточку пою.
Вот чай, чай, чай...Гость хозяюшку встречай!

 Прибауткой отвечай!

 “С чая лиха не бывает!” -
 Так в народе говорят.
 Чай - здоровье, всякий знает,
 Пей хоть пять часов подряд.


Тары-бары, растабары!
Выпьем чай из самовара.

 Песня « Самовар»- 1 класс

  Выходит 3 класс (выносят стол с атрибутами)

 1.Чай – это прекрасный, полезный напиток, который утоляет  жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он также необходим и ничем не заменим, как и хлеб.

2.Учёные давно установили, что в чае содержатся полезные биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга. Улучшают работу сердца, повышают умственную и физическую способность человека.

 3.Одна из китайских легенд гласит о происхождении чая: «Давным – давно, пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке и стали пить ароматный настой, ощущая на себе прилив сил.

4.В давние времена чай в Китае ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных мероприятий. Чай  поэты воспевали в стихах

5.Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней.

6.Чай в жару нас освежает.

А в морозы согревает

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг!

 7.Выращивание чая в Китае было окружено тайной. Чайные плантации скрывались и охранялись от чужеземцев.

 8.А как чай попал в Россию?

 9.Тернистым был путь китайского чая к русскому столу. Его везли 11 тысяч километров  на верблюдах, арбах, телегах и санях, переправляли на паромах через реки. Около года караван с чаем добирался до Москвы.

 10.Для бедных  крестьян чай был почти недоступен, так как он был очень дорогим, и они пили чай лишь в особых случаях. Так возникло выражение «Чайком побаловаться». Многие крестьяне даже не знали, как им пользоваться, как заваривать чай. Послушайте шуточное стихотворение:

 Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить,

А я от роду не знаю, как проклятый чай варить.

Взял  тогда, налил водички, всыпал чай я весь в горшок

И приправил перцу, луку и петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,

Остудив его немножко, на господский стол подал.

Гости с барином плевались, сам он важно озверел,

И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?

А потом-то догадался, что забыл я посолить!

Выходит 1 класс

  • А сейчас мы вспомним,  что говорит народная мудрость о чае?
  • Пей чай – удовольствие …… получай.
  • Чай не пить, как на свете ……  жить.
  • Чай пьешь – до ста лет ……  проживешь.
  • Чай не пьешь - откуда силу …..  возьмешь?
  • За чаем не скучаем — по семь чашек …..  выпиваем.
  • Пей чай, не вдавайся ….. в печаль.
  • Чай пить – не дрова …… рубить.
  • Выпей чайку – забудешь ….. тоску.
  • Чай человеку подать – уважение ….. оказать!
  • Выпьешь чаю – прибавятся ….. силы.
  • С самоваром-буяном чай важнее и беседа ….. веселее.
  • Коль чаем угощают, значит …… уважают.
  • На Руси - один зарок,
    Кроме всякой пищи:
    Утром - чай, в обед - чаек,
    Вечером - ….. чаище."

У ч е н и к  . А кто сможет вспомнить названия лекарственных трав, цветов или плодов, которые мы добавляем в чай, чтобы быстрее выздороветь? (Ромашка, зверобой, мать и мачеха, земляника, смородина, черника, малина, шиповник, калина, боярышник, мята, валерьяна)  Если задание вызовет затруднения, то можно предложить ученикам отгадать загадки.

 1. Скатерть была,

Как снег, бела,

Зубцы вокруг,

Шита без рук;

А на скатерти той

Каравай золотой. (Ромашка.)

 2. Есть корень кривой и рогатый,

Целебною силой богатый,

И, может, два века

Он ждет человека

В чащобе лесной

Под кедровой сосной. (Женьшень.)

 3. И в лесу, и в квасу,

И в конфетке, и в таблетке. (Мята.)

 4. Хороша трава

Красная голова:

И медку подарит,

И чайку заварит. (Иван-чай.)

 5. Весной растет,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается.

А цветок - на медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (Липа.)

 6.В лесу и на болоте

Травку вы найдете.

А на ней синеет гроздь

Кисло-сладких ягод горсть. (Черника.)

7.Есть и украшение,

Есть и устрашение;

Гляди да любуйся,

А руками не суйся! (Шиповник.)

По русской традиции чай – лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, сливки, мёд, печенье, бублики, пряники. Угощайтесь, гости дорогие!

-  Приглашаем к самовару!

-  Вкусным чаем угощаем!

 - И внакладку, и вприкуску.

 -  Пейте чай, друзья, по-русски.

 Добро сидеть за самоваром

И  пить из блюдца не спеша:

Поет, горит, исходит жаром

Его славянская душа.

   Песня « Посидеть у самовара»

 1 ученик.   Мамы любимые, самые родные,

Милые, красивые, очень дорогие.

 2 ученик. Не беда, что за окном тучи гонит ветер,

К нам мамулечки пришли, лучшие на свете.

 3 ученик.  Вот пыхтит, пускает пар наш пузатый самовар.

Он нас вместе всех собрал, кипяточек запасал.

 4 ученик. Нас порадовать хотел, чтоб забыли сотню дел,

Чтобы мы за чашкой чая, отдохнули, не скучая!

 5 ученик.    А сейчас  мы подарим  для всех женщин, присутствующих на нашем празднике веселую, задорную кадриль, которую разучила с нами мама Тони Князевой – Наталья Ивановна.

Танец « Кадриль»

(Дети дарят подарки мамам и бабушкам )

Награждение детей -активных участников программы «Будь здоров!»

 «Чайная песня»

1. Если вдруг у друга праздник,

Среди угощений разных

Непременно за столом

Вас побалуют чайком.

Припев: Чай с вареньем, чай с печеньем,

Чай с хорошим настроеньем,

Чай с малиновым листом,

Соберёт всех за столом.

2. Если вы в тоске-печали,

Вас утешит чашка чая,

С крепким чаем, с калачом

Огорченья нипочём!

Припев.

3. Славится везде недаром,

Русский чай из самовара,

Крепкий чая аромат

Восхищает всех подряд.

Припев.

 Ведущий: – Все сегодня молодцы, все веселы, доброжелательны! И песни вы поёте  просто восхитительно! А между тем...

 Наши мамы ребят ждут, им местечко берегут.

Что ж, порадуем гостей, если нас к столу зовут. (дети садятся за столы)

 Ведущий: - На нашей вечеринке всегда найдется место веселым играм и затеям. «Делу- время, потехе- час!» И этот час наступил. Мы умеем не только хорошо учиться, но и  отдыхать, развлекаться, чаёвничать.

(Далее идёт чаепитие, во время которого проводятся конкурсы)

Подскажи словечко!

- Если гость к тебе пришел, усади его за стол.

Пирогами привечай, пусть попьёт с тобою… (чай)

 - Если будет чай не сладким, нужно скушать шоколадку.

Ну, а лучше к чайку нам добавить … (сахарку)

 - .Если вдруг у вас простуда, грипп или ангина,

Будет вам с чайком полезна сладкая … (малина)

 - За порядком он следит, у него серьёзный вид.

У посуды есть начальник.

Ну, конечно, это …(чайник)

 - .С аппетитом чай мы пьём утром, вечером и днём.

Если будет в чае он – желтый, кисленький…(лимон)

Конкурс “Вкусные загадки»

1. Черненько, горяченько,
а все любят. (Чай).

2. Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! – кричит. (Чайник).

3. Я бел как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал. (Сахар).

4. Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар).

5. Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри! (Сахарница).

6. Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает,
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог).

  1. Он пыхтит как паровоз,
    Важно кверху держит нос.
    Пошумит, остепенится –
    Пригласит чайку напиться. (Самовар).

 Весёлые чайные конкурсы для мам и детей .

1конкурс «Сбор чая». Участвуют 2 человека. Кто быстрее соберёт надутые шары, к которым привязаны одноразовые пакетики чая. Глаза закрыты. (Приз – пачка чая).

2 конкурс «Принеси чай». Участвуют два человека. Они должны с закрытыми глазами перенести пакетики с чаем из одной коробки в другую. (Приз – пачка чая).

3 конкурс «Кто быстрее выпьет чай». Участвуют два человека. Садятся друг против друга. Нужно как можно быстрее выпить чашку чая, пользуясь ложкой и вприкуску с конфетой. (Приз – коробка конфет).

4 конкурс «Пряники по кругу». Две вазы с пряниками обвязаны одна синей лентой, другая – красной. Участвуют все присутствующие, которые делятся на две команды. (Приз – пряники).

5 конкурс «Перенеси бублик». Участвуют мальчики, равное количество в командах. На стульях, стоящих напротив, стоят две корзинки. В одной – бублики. Задачи: одеть юбку, косынку, взять в руки корзинку, добежать до другого стула с корзинкой, положить бублик в пустую корзинку и вернуться обратно. Передать корзинку другому. Кто быстрее? (Приз – бублики).

6 конкурс «Весёлые художники». Участвуют пять человек. У каждой команды по листу ватмана , фломастеры. Вы должны нарисовать чайник, рисуете по очереди:

1-й участник – чайник,

2-й участник – ручку,

3-й участник – носик,

4-й участник – крышку,

5-й участник – раскрашивает чайник.  (Приз – бублики и карандаши).

- Большое спасибо всем!

7 конкурс: “Кто больше знает названий чая”.

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 


Теги: Занятие