Материалы программы

Занятие "День каши"

1 августа 2012

Занятие «День каши»

Цели: Рассказать детям о каше как традиционном блюде русской кухни, его пользе для здоровья; познакомить с правилами приготовления каши.

Оборудование: Скатерти, столики, крупа, изюм, курага, семечки, варенье, кастрюля с кашей, миски, ложки.


ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель зачитывает детям отрывок из рассказа Носова "Мишкина каша" и предлагает детям вспомнить название произведения, автора, а также кратко пересказать сюжет.

Учитель: Сегодня мы с вами тоже, как и герои Носова, попробуем сварить свою кашу. Но мы не только сварим, но и друзей угостим – давайте их позовем.

Гости- старшеклассники.

Старшеклассники: А мы к вам не с пустыми руками пришли, мы вам сказку принесли. Вот послушайте ее.

У одного царя родилась дочь. Красоты неописуемой – лицо белое, рот алый, волосы черные. Царь все думал, как бы ее назвать, какое имя лучше выбрать, – это не нравилось, то не подходило. Тогда он решил выйти на дорогу и у первой же встречной женщины спросить: "Как твое имя?" И этим же именем назвать свою дочь. Сказано – сделано. Незнакомка назвалась Крупеничкой. И царская дочь получила имя Крупеничка.
Когда она выросла, на страну напали враги. Царя убили, а красавицу царевну увезли в плен. На чужой стороне истосковалась Крупеничка по родному краю, обернулась зернышком и возвратилась домой. Друзья, подружки закопали Крупеничку в родимую землю. С тех пор, что ни год, на этом месте вырастал белый цветок на красном стебельке, рождал зернышки, темные, как волосы девушки. В память о красавице царевне народ назвал зерна крупеничкой, а затем и гречихой.
Вот они – эти зернышки – на тарелке!

Старшеклассник показывает всем гречневую крупу, обращает внимание детей на размер, форму, цвет.

Старшеклассник: А какую кашу можно сварить из гречихи?

Дети. Гречневую.

Старшеклассник Правильно, а какие еще каши вы знаете?

Дети называют виды каш, Старшеклассник демонстрирует им крупу, из которой варится та или иная каша.

Учитель: Ребята, а хотите узнать, что нужно, чтобы приготовить вкусную и полезную кашу?

Старшеклассник вносит на тарелке крупу.

Старшеклассник: Угадайте-ка мою загадку.

Черна, мала крошка,
А пользы много в ней.
В воде поварят,
Кто съест – похвалит.

Старшеклассник: Но кашу из одной крупы не приготовишь. Нужно масло. Знаете такую пословицу – "Кашу маслом не испортишь"? Масло делает вкус каши более мягким, нежным.
Вот еще одна загадка:

Меня одну не едят
И без меня не едят.
На воду упала и сразу пропала.

Дети. Это – соль! Ее тоже нужно обязательно добавлять в кашу.

Старшеклассник:  А у меня тоже для вас есть загадка.

Я бел как снег,
В чести у всех.
И нравлюсь вам
Во вред зубам.

Старшеклассник: Это – сахар! И его хозяйки добавляют в кашу.

Учитель. Ну и я вам загадку приготовила.

Белое, а не вода,
Сладкое, а не мед.
От буренушки берут,
Деточкам дают.

Старшеклассник: Это – молоко.

На демонстрационном столе находятся продукты, необходимые для приготовления каши. Детям предлагается еще раз перечислить их названия.

Учитель: Вот какие мы с вами молодцы – кашу сварили. Но это еще не все.

Старшеклассники на подносе вносят несколько плошек с разными видами каш.

Старшеклассник: Посмотрите, вот какая она – боярыня-каша. А давайте ее украсим – сделаем вкуснее да веселее. Знаете, как?

Старшеклассник: Добавьте в кашу изюм или орешки, семечки или варенье, яблоко или дольки апельсина. Каша вам сразу улыбнется – станет очень вкусной да полезной!

Старшеклассники на четырех столах расставляют плошки и блюдца с добавками в кашу. Дети разделяются на четыре группы, каждая из которых при помощи добавок придумывает свою собственную кашу.

Учитель. Ах, какая вкусная каша у всех получилась! Можно на стол накрывать да пир затевать!

Проводится дегустация.