Материалы программы

Структура растений

6 июня 2013

                                                Сценарий занятия «Структура растений»

                                                    Гимназия Новоскул Великий Новгород

Занятие проведено И.А.Шалимо, учителем биологии (проект "Вместе весело шагать")

цели:

  • начать работу по формированию правильного научного понятия «растение»;
  • познакомить детей со строением растения, выяснить значимость каждой части растения;
  • показать зависимость растений от неживой природы;
  • воспитывать бережное отношение к природе в повседневной жизни.

Оборудование: плакаты, карточки «Части растения»

ХОД  занятия

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

– На какие 2 группы можно разделить все объекты природы?  (Живая и неживая природа)
– Чем объекты живой природы отличаются от неживой? (Дышат, питаются, растут, движутся, размножаются, умирают)
3. Сообщение темы и целей занятия– Сегодня мы продолжим наше путешествие в мир живой природы.
– Посмотрите сценку, которую для вас приготовили ребята

Сценка «Спор частей растения»

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.
– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности!  Иногда я так изменяюсь, что надо быть очень внимательным и любознательным, чтобы меня узнать. Называют меня тоже по–разному: корнеплоды, корневые клубни. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!
Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело, используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могут жители нашего царства листьев кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом с нами легко»
– Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?

–  Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! – сказал цветок. Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться. 
А кроме того я самый красивый из Вас…
А какой чудесный аромат исходит от меня…
– Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.
Начавшийся спор между частями растения неразрешимый. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Ведь все они части одного организма.  

– Кто догадался в какое царство мы отправляемся? О чем будем говорить на уроке? (О растениях, частях растения их значимости)

4. Работа над новым материалом

– Какие части растения вы запомнили из рассказа ребят? (Корень, листья, стебель, цветы, плоды)
– Давайте подробнее узнаем о каждой части растения.
– Кто первый начал спор? (Корень)
– Зачем растению нужны корни? (Ответы детей)
– Давайте проверим правильно вы ответили

  • ВПИТЫВАЮТ ВЛАГУ
  • БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ
  • УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ

– Кто вторым вступил в спор? (Листья)
– У всех растений листья одинаковые по форме, размеру?
– Вспомните, какую основную функцию выполняют листья растений? (Выделяют кислород)
– Что ещё можете сказать о листьях? Посмотрите в окно…  (Растения сбрасывают листья)
– Хотите узнать ещё интересное о листьях? (Рассказ о растениях хищниках. 
– Какие ещё части растения участвовали в споре? (Стебель)
– Для чего растению стебель?
–У всех ли растений стебли одинаковые?
– Вспомните следующую часть растений. (Цветы)
– Зачем цветы нужны растению? (Для размножения)
– Назовите оставшуюся часть растения? (Плоды)
– Где образуются плоды, для чего они нужны?
– Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой – либо части?
(Все части растения важны, они составляют единый организм.)

5. Связь живой и неживой природы

– Прочитайте народные приметы

КОЛИ В МАЕ ДОЖДЬ, БУДЕТ И РОЖЬ.
КАКОВА ЗЕМЛЯ, ТАКОВ И ХЛЕБ.
АПРЕЛЬ С ВОДОЙ, А МАЙ С ТРАВОЙ.
ВЕСНА ДНЕМ КРАСНА.

– Как в народных приметах показана зависимость растений от неживой природы?
– Что нужно растению для жизни? (Свет, тепло, вода, почва)

ВЫВОД

  • Растения связаны с неживой природой
  • Все части растения важны. Это единый организм.

6. Итог урока

Продолжите предложения, выбрав начало словами:

«Я узнал …»
«Я повторил …»
«Я удивился …»
«Я запомнил …»






Теги: Занятие