Материалы программы

О чём нам расскажет этикетка?

4 июля 2013

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «О ЧЕМ НАМ РАССКАЖЕТ ЭТИКЕТКА?» по курсу «Вкусная наука»
Школа № 26 г. Великий Новгород

Составитель: Яковлева Ю.В.

 

Цель: убедить учащихся в необходимости вести здоровый образ жизни, формировать умения заботиться о своём питании.

 

Задачи урока:

  • расширить знания учащихся по проблеме питания;
  • привлечь внимание учащихся к составу продуктов и другой информации, которую можно найти на этикетках продуктов питания, приобретаемых в магазине; вызвать желание учащихся контролировать потребление продуктов, содержащих вредные пищевые добавки, с целью сохранения своего здоровья;
  • развивать умения учащихся работать с различными источниками информации, умения выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы.

 

Планируемые результаты обучения. В ходе занятия учащиеся будут знать:

  • определение понятий: универсальный и специализированный магазин, автолавка, краситель, консервант, ГОСТ, ТУ.

 

1. Актуализация знаний.

Отгадайте загадки.

 

Не окрошка и не супчик.

Свекла в нем, морковь, огурчик.

Подают нам на обед

С постным маслом... (винегрет)

 

Из крупы ее сварили,

Посолили, подсластили.

Эй, ну где же ложка наша?!

Так вкусна на завтрак... (каша)

 

Хлеба мягкого кусок,

Сверху помидор, чеснок.

Сам он просится к нам в рот,

Аппетитный... (бутерброд).

 

(На доске запись отгадок – винегрет, каша, бутерброд).

 

- Как можно одним словом назвать все эти слова?

- Названия блюд.

- На завтрак, обед, полдник или ужин рекомендуется подавать все эти блюда?

- Завтрак.

- А что нам необходимо, чтобы приготовить вкусный и полезный завтрак?

- Нам нужно купить продукты.

- Чтобы определить тему сегодняшнего занятия, мы должны отгадать еще одну загадку.

 

На доске записаны названия овощей. Но в каждом из слов «спряталась» лишняя буква. Если вы найдете и выпишите все «лишние» буквы, то узнаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии.

 

КАРТОЭФЕЛЬМОТРКОВЬФАСОИЛЬОГУРКЕЦТЫКЕВТАКАБАКЧОКА

 

Получилось слово ЭТИКЕТКА.

А что такое этикетка? (Заслушиваются ответы учащихся)

 

Сегодня мы узнаем, какую информацию мы можем получить, изучив этикетку на продуктах питания.

 

Работа по теме урока.

 

Продукты можно купить в магазине или на рынке.

Вы уже делали покупки самостоятельно? (заслушиваются ответы учащихся).

Чтобы сделать правильный выбор и купить качественные продукты, нужно соблюдать ряд правил. Но прежде давайте узнаем, откуда появилось в нашей речи слово «магазин».

Слово «магазин» арабского происхождения и первоначально обозначало амбары, склады, где хранились товары, в том числе продукты питания. В наш язык слово «магазин» пришло из французского языка более 150 лет назад. До этого специальные сооружения для продажи товаров назывались лавками. Первые лавки появились в 13 веке и представляли собой помосты на сваях, которые строили на «торжищах» – специальных местах, где в городе шла торговля.

Современные магазины предлагают нам широкий ассортимент продуктов. Мы можем выбрать необходимый товар в универсальном магазине, отправиться за ним в специализированный магазин, на рынок. Сделать покупку можно и на улице – в палатке или автолавке (разъездная лавка (ларек), оборудованная в автомобиле).

 

Продукты, которые продаются в магазине, имеют различные сроки хранения. Скоропортящиеся продукты обязательно должны храниться в холодильнике, срок хранения может составлять от нескольких часов до нескольких дней. Для продуктов длительного хранения холодильник не нужен. Для того, чтобы запомнить, где нужно хранить некоторые продукты питания, давайте поиграем в игру.

 

ИГРА «Как правильно хранить продукты»

Расположите приведенные ниже продукты в три столбика в зависимости от того, где необходимо их хранить.

 

ХОЛОДИЛЬНИК МОРОЗИЛЬНИК             БУФЕТ или ШКАФ

 

Бананы (Б), колбаса вареная (Х), хлеб (Б), мороженое (М), варенье (Б), растительное масло (Х, нельзя хранить у газовой плиты), свежие помидоры (Х, в полиэтиленовом пакете), крупа (Б), виноград (Х), свежие ягоды (Х), творог (Х), вафли (Б), зеленый лук (Х, завернуть в бумагу), сливочное масло (Х или М), помидоры (Х, в полиэтиленовом пакете), пирожное (Х), замороженные овощи (М), свежая рыба (Х), мука (Б).

 

Обратите внимание, большинство продуктов в магазине продается в упакованном виде. Благодаря этому их удобнее покупать и продавать. Упаковка помогает лучше сохранить продукт. И еще – на упаковке содержится полезная информация о товаре.

С помощью упаковки мы можем многое узнать о продукте, который покупаем.

Масса продукта

Состав продукта

Дата выработки, срок годности

Условия хранения

 

Давайте рассмотрим упаковку от шоколадного масла из Вологды и заполним таблицу. (Воспроизведение на экране с помощью проектора)

 

ШОКОЛАДНОЕ МАСЛО ИЗ ВОЛОГДЫ

                       

 

Масса   продукта

180   грамм

Состав   продукта

пастеризованные   сливки, сахар, какао-порошок

Дата   выработки

28.03.2013

Условия   хранения и срок годности

при   температуре 3±2º С – 15 суток (холодильник);

при   температуре –6±3º С – 40 суток (морозильник).

 

Вывод: Если на упаковке указана температура выше 0º до 6º, то такой продукт необходимо хранить в холодильнике;

при температуре ниже 0º - в морозильнике;

при комнатной температуре или не выше 25º С – в шкафу или буфете.

 

Обязательно нужно прочитать состав продукта. Он может рассказать о многом. Например, продукты, в состав которых входят усилители вкуса, красители и консерванты, не стоит употреблять в пищу, так как они могут нанести вред нашему здоровью. На упаковке они обозначаются при помощи заглавной буквы Е.

Красители – химические соединения, используемые для придания окраски различным продуктам.

Для более длительного хранения пищевых продуктов используются консерванты.

 

Сравним состав двух продуктов:

Сырок творожный глазированный 5% в молочном шоколаде Б.Ю.   Александров

    

Простоквашино, сырок   глазированный со вкусом ванили (с растительным жиром)

    

творог, сахар-песок, шоколад молочный   (сахар-песок, какао-масло, сухое цельное молоко, какао-тертое, эмульгатор –   соевый лецитин, натуральная ваниль), сливочное масло, экстракт ванильный   натуральный

творожная основа (творог, сахар-песок, масло сливочное, заменитель молочного жира (масла   растительные рафинированные дезодорированные, краситель - каротины, эмульгаторы Е 471, лецитин), стабилизаторы – Е 1414, анальгинат натрия, ароматизаторы идентичные натуральному -   "Маскирующий" и "Ваниль", консервант - сорбат калия),   глазурь кондитерская (сахар, заменитель   какао-масла лауринового типа, какао-порошок, эмульгаторы - лецитин, Е 476, ароматизатор   идентичный натуральному "Ванилин").

 

Какой из этих творожных сырков лучше купить? (Заслушиваются ответы учащихся).

 

Вывод: Покупая продукты, мы должны сделать выбор в пользу тех, в которых не содержатся или содержатся в малом количестве консерванты, красители.

 

На упаковке нам встретились странные буквы – ГОСТ. Кто знает, что они обозначают? (Заслушиваются ответы учащихся).

ГОСТ – это государственный стандарт (документ, в котором устанавливаются характеристики продукции). Здесь каждое слово важно! То есть ГОСУДАРСТВО утверждает, что товар должен быть по СТАНДАРТУ только таким и никаким иначе!

Но не на каждой упаковке мы можем встретить такие буквы. Часто мы находим буквы ТУ. Что же они обозначают? Это технические условия, которые разработал сам производитель. Например, государство говорит, что сливочное масло должно быть только из молочных сливок. Но для завода это сложно и дорого, потому не выгодно. И завод разрабатывает свои технические условия, по которым он сам себе разрешает делать "масло" с добавлением растительных жиров.

 

Вывод: Покупая продукты, мы должны сделать выбор в пользу тех, на которых мы найдем сокращение ГОСТ.

 

Чаще всего именно в заголовке можно найти подтверждение качества продукта. Продукт должен называться так, как положено. Если это кефир, то естественной будет надпись на этикетке «Кефир», а не «Кефирчик» или «Кефирный продукт». Под такими лукавыми «названиями» скрывается что угодно, только не настоящий кефир. Мы думаем, что красивые заголовки на этикетках – фантазия производителя. А на самом деле – это способ продать невнимательному покупателю дешевый заменитель.

 

ИГРА «Какой продукт выбрать?»

 

творожок

творог

творожный   продукт

йогурт   с клубникой

йогурт со вкусом   клубники

клубничный   йогурт

сгущенка

сгущенное   молочко

сгущенное   молоко

 

Подведение итогов

- Чтобы приготовить вкусные и полезные блюда, нам необходимы …… (продукты).

- Мы можем приобрести продукты …… (на рынке, в магазине - специализированном или универсальном).

- Подводя итоги нашему занятию, давайте сформулируем правила, которыми мы должны руководствоваться при выборе продуктов в магазине:

 

1. Никогда не покупай продукты, срок годности которых уже истек.

2. Не покупай продукты, срок хранения которых истечет до того, как ты сможешь использовать их в пищу.

3. Не покупай продукты с нарушенной упаковкой.

4. Не покупай развесные молочные продукты там, где нет холодильника.

5. Внимательно изучай информацию на этикетке.


Теги: Занятие