Материалы программы

Условия выращивания растений

31 января 2014

Образовательное занятие «Условия выращивания растений»
по проекту «Зеленый огород на подоконнике»
Н.Н. Коренюк , учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия «Новоскул»

Цель: 
Познакомить учащихся с ролью овощей в питании человека, рассказать про их питательные вещества и полезные свойства, вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию огородных растений в комнатных условиях.

Задачи:
1. Развивать у детей основу правильного и разнообразного питания.
2. Учить детей ежедневно ухаживать за зеленью в комнатных условиях.
3. Учить детей выполнять индивидуальные и коллективные поручения, видеть результат своего труда.
Сроки реализации: ноябрь-март
Тип проекта: практический
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный.  Анкетирование  детей и родителей, изготовление ящиков, закупка семян и земли, подбор и чтение литературы о правильном выращивании зелени, привлечение к участию в проекте бабушек-огородниц.
2 этап – основной (исследовательский).  Рассматривание  семян, сравнение их.  Опытно-экспериментальная деятельность: изучение условий жизни растений, установление связей земля - семена, растение - вода,  растение - свет, растение - тепло. Посев семян под руководством учителя и бабушек - огородниц. Наблюдения над первыми всходами и ростом растений.
3 этап -  заключительный. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности. Срезание зелени и употребление ее в пищу. Подведение итогов,  фотоотчет, сочинение - отзыв, сборник «Здоровье завтра» с советами по выращиванию овощей и зелени.
Предполагаемый результат:
Учащиеся должны знать:
1. Название огородных растений и их характерные признаки.
2. Необходимые условия для успешного выращивания растений.
3. Значение огородных растений в жизни человека.
4. Витаминный состав растений.
Учащиеся должны уметь:
1. Правильно ухаживать за растениями.
2. Применять полученные знания на  практике.
3. Сравнивать, анализировать, делать выводы.
4. Работать дружно, прибегать к взаимопомощи и взаимовыручке.


«Зеленый огород на подоконнике» - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу!

  ЛУК РЕПЧАТЫЙ - многолетнее  травянистое луковичное растение. Лук - холодостойкое растение, выносит  понижение температуры до -5 градусов С. Ему нужна плодородная и влажная почва.  Размножается  посевом семян и посадкой луковиц. Посевы систематически пропалывают  и рыхлят почву в междурядьях. Лук богат витаминами А, В, С. Это сильный природный антибиотик, оберегающий человека от простудных заболеваний. Активизирует обмен веществ в организме, способствует очищению крови.


УКРОП - однолетнее травянистое растение. Для  благоприятного произрастания ему необходимо много тепла и солнечного цвета, а так же плодородная, хорошо разрыхленная почва. Укроп богат  витаминами  А,  С, минералами и микроэлементами, которые необходимы для нормального функционирования организма.

ПЕТРУШКА - витаминная кладовая. Это двулетнее растение. Любит плодородные, рыхлые и увлажненные почвы.  В пищу употребляются как листья, так и корнеплоды. Сохраняет свои свойства и в свежезамороженном виде. Широко применяется в народной медицине при различных заболеваниях, используется как  косметическое средство. Содержит огромное количество витамина С.

САЛАТ – однолетнее или двулетнее травянистое растение. Содержит большое количество витаминов и минералов, необходимых для здоровья человека. Используется в пищу в свежем виде.

Эти растения станут сокровищницей вкусов и ароматов, а еще – эффективным и необычным украшением класса.

                                                    Ход занятия.

 Формулирование темы занятия.
 Учитель:  Что нужно растению для жизни, как правильно подготовить и выбрать почву под посадку, какие необходимы удобрения, как ухаживать за зеленью, бороться с вредителями? Ответы на все эти вопросы вы получите в ходе наших занятий. У нас на занятии сегодня гость. И начну я со сказки.
 


 Джанни Родари «Приключения Чиполлино»
    Чиполлино был сыном Чиполлоне.  И было у него семь братьев:Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и так далее- самые подходящие имена для честной луковой семьи. Люди они были хорошие, надо прямо сказать, да только не везло им в жизни.
     Что ж поделаешь: где лук, там и слезы.
    Чиполлоне, его жена и сыновья жили в деревянной лачуге  чуть побольше ящичка для огородной  рассады. Если богачам случалось попадать в эти места, они недовольно морщили носы, ворчали: «Фу, как несет луком!»- и приказывали кучеру ехать быстрее.
Учитель: Кто из вас любит употреблять  в пищу лук? Почему? Каковы его  вкусовые качества?
      Зеленый лук, шпинат, салат, петрушка, укроп – все это любимая зелень дачников (и не только). Ее польза на нашем столе несомненна. Те, кто ест зелень каждый день, живут долго и отличаются завидным здоровьем. Зелень является источником витаминов и микроэлементов. Без зелени пища пресная и не такая вкусная. Но где взять ее в холодное и морозное время года? ( Возможные ответы детей: в магазине)  Есть ли у вас другие предложения? ( Вырастить самим и положить пучки свежей, ароматной и  душистой зелени с грядки на обеденный,  витаминный стол)

Теоретическая часть урока.
Учитель: Что нужно растению для жизни?  ( Свет, тепло, вода, почва). Можно ли  создать условия для выращивания зелени и овощей в здании гимназии? Куда  надо поставить ящики с луковицами? (На окно). Почему? Если ящик поставить в темное место, например в шкаф, луковицы будут расти? ( одни дети скажут, что будут, другие – нет). Этот спор даст учителю возможность предложить ребята проверить, одинаково ли хорошо будет расти лук в темноте и на свету.
Учитель: А как  можно проверить, нужно ли растениям тепло? (дети по анологии с предыдущей решают и эту задачу. Они с помощью учителя определяют содержание опытов, предлагая поставить лук в холодный коридор и оставить без полива).

Практическая часть урока

     Подготовка рассадных ящиков. На дно ящика насыпается крупнозернистый песок слоем в 1-2 см, затем почва, поверхность которой выравнивается и уплотняется. При помощи линейки ребята размечают почву  вдоль и поперек с помощью пикировочного колышка. Расстояние между рядами примерно 3-5 см. Места пересечения линий  и будут местами посадки луковиц.
Дети сажают луковицы одинакового размера. Это опытные луковицы.  Один горшок ставят в темное место, другой на холод. Последующий уход за растениями проводится во внеурочное время. Дети поливают луковицы, время от времени рыхлят почву, вырывают сорняки.
 Под постоянным руководством учителя дети ведут наблюдения за опытными и контрольными растениями.



Теги: Занятие