Материалы программы

Альманах «Лекарственные растения вокруг нас»

30 апреля 2014

                                         Альманах «Лекарственные растения вокруг нас»
                                                   Школа № 14 г. Великий Новгород

ЦЕЛИ
1. Знакомство с лекарственными растениями их свойствами и использованием человеком.
2. Развитие памяти, внимания, мышления.
3. Воспитание бережного отношения к природе.

ОФОРМЛЕНИЕ и ОБОРУДОВАНИЕ
1.      Плакаты: «Как богат растительный мир и как мало мы его используем. Академик Н.И.Вавилов», «Лечит болезни врач, но излечивает природа. Гиппократ», «Если посмотреть вокруг взглядом врача, ищущего лекарственные средства, то можно сказать, что мы живем в мире лекарств. Заповедь буддийской медицины.»
2.      Выставка книг о лекарственных растениях и о растениях, занесенных в Красную книгу.
3. Рисунки  лекарственных растений
4. Презентация «Лекарственные растения», страницы которой переворачиваются в ходе мероприятия
5. Сундучок, в котором лежат пакетики с лекарственными растениями для игры
6. Выставка «Зеленая аптека»
7. Выставка «Дары природы»
8. На доске прикреплены пучки лекарственных трав, березовый веник, плакаты, в центре доски – журнал, по бокам – календарь сбора растений и правила сбора растений; под доской – комнатные цветы
9. Кроссворд на плакате, маркеры
Магнитофон, кассета с записью «Вальса цветов» Чайковского
 
Учитель. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Я говорю Вам, здравствуйте, значит, я желаю всем вам здоровья.
Знаете ли вы, как связаны между собой здоровье и растения?

Слайд 2 Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим.  Сегодня мы с вами узнаем, как связаны между собой здоровье и растения.

Слайд 3      Гиппократ. Чей портрет вы видите на доске?
 Это древнегреческий ученый Гиппократ, живший до нашей эры, он сказал: «Лечит болезни врач, но излечивает природа». Что он хотел сказать этим высказыванием?
На этот вопрос мы с вами попробуем ответить и в конце нашего занятия.
 Геппократу принадлежит первое из известных сочинений медицины, в котором он описал более 200 растений, использовавшихся в медицине его времени. В Китае и Индии народная медицина достигла наиболее высокого развития. Известный китайский ученый  в XVI в Ли Шич Жень составил энциклопедию траволечения, в которой описал 1900 растений. Знаете ли вы, что по приказу Петра 1 в России создавались при аптеках и военных госпиталях аптекарские огороды, где разводили  лекарственные растения? Силами природы, её целебными свойствами люди пользуются давно. На Руси людей, которые изучали лекарственные свойства трав, называли травниками, знахарями. Знали они большое количество трав. Посмотрите на выставку книг. Здесь книги о растениях, их свойствах, об употреблении, об охране природы. Родная природа дарит нам радость  открытий, отдых, здоровье.
Я приглашаю Вас изучить   лекарственные свойства тех растений, которые растут в нашей местности. Но мы успеем познакомиться лишь с небольшой частью растений, которые лечат человека, теми, с которыми вы встречаетесь каждый день и даже не задумываетесь, какое влияние они оказывают на ваше здоровье.

Начнём с игры «Кто знает?» (По очереди называют лекарственные растения).
Молодцы, ребята! А сегодня вы узнаете о растениях много нового и интересного.
Самарова Дарья
               Мой край как сказочное царство,
               Здесь везде растут лекарства:
               В каждой травке, в каждой ветке-
               И микстура, и таблетки.
               Ну, а что и как лечить-
               Мы вас можем научить.
               Все целебные растения
               Знаем мы без исключения
               Нужно только не лениться,
               Нужно только научиться
               Находить все те растения,
               Что  пригодны для лечения.

Учитель    Я приглашаю вас прочитать альманах «Лекарственные растения вокруг нас». Первая страница «Легенды и растения» слайд 4

 Древние народы, обожествлявшие непонятные им явления природы, пораженные сменой зимнего покоя бурным ростом растительности, создали прекрасные легенды. (выходят ученики, показывают рисунок лекарственного растения и рассказывают о нем).

Слайд 5. 1. Адонис – горицвет -  один из первых весенних цветов, появление которого знаменует пробуждение природы. Древние греки создали миф о прекрасном юноше Адонисе, сыне царя Кипра. Он был так красив, что не было ему равных даже среди богов Олимпа. Его любила вечно юная златокудрая  богиня любви Афродита, дочь Зевса. Она охотилась с ним на пугливых оленей и кротких ланей, оберегала от свирепых зверей и просила Адониса оберегаться их в её отсутствие. Но легкомысленный юноша,  увлеченный охотой, погнался за диким кабаном. Адонис не успел пронзить кабана копьем, как разъяренный зверь бросился на охотника  и  смертельно ранил его своими клыками. Горько плакала Афродита над телом любимого и в память о нем вырастила из его крови прекрасный цветок, распускающийся каждую весну.
Учитель: Применяют горицвет весенний как средство, регулирующее сердечную деятельность и мочегонное средство.
 
Слайд 6 2. Я расскажу вам о пионе. Греческая легенда связывает название цветка с именем Пэона. Когда, по преданию, жестоко израненный Геркулесом бог подземного царства Плутон готов был вознестись на Олимп, к нему пришел юноша Пэон и исцелил его корнями какого-то растения. Позавидовал славе Пэона его учитель Эскулап и решил отравить его. Но не допустили боги такого злодейства и, спасая юношу от мести, превратили в прекрасный цветок, продолжавшего лечить людей. С тех пор в начале лета в предгорьях и на луговых склонах расцветают цветы пиона – уклоняющегося. В народе его ещё называют Марьин корень. Он символизирует благополучие, знатность и богатство.
Учитель: В народе растение прозвали жгун-травой из-за жгучего вкуса целебных корневищ. К большому сожалению из-за массовых сборов этого растения его распространение в природе значительно сократилось, поэтому растение занесли в Красную книгу. Очень важно запомнить, что Марьин корень нельзя брать из природы, поэтому цветоводы приобретают семена растения, чтобы выращивать в своих садах.
Марин корень используют при заболеваниях желудка, язвах, кровотечениях, ревматизме, бессоннице, гипертонии. Нормализует обмен веществ, помогает восстанавливать нервную систему.

Слайд 7 
3. Этот цветок – ландыш. У многих народов существуют легенды о ландыше. Есть украинская легенда, рассказывающая о том, что цветок вырос там, где упали слезы де-вушки, которая ожидала своего суженого из далекого похода. На Руси цветок связан с именами  Садко, Любавы, Волхвы – своим появлением ландыш обязан слезам царевны, пролитым когда удалой купец разлюбил её. Существует легенда не только о цветах, но и о ягодах этого растения: юноша по имени Ландыш так горько плакал о покинувшей его Весне, что слёзы превратились в цветочки, а кровь сердца украсила ягоды.
Учитель: Этот цветок тоже занесён в Красную книгу. Целительные свойства ландыша известны с времён глубокой древности и до сих пор не утратили своего значения. В средние века из растения готовили лекарства от эпилепсии, лихорадки, сердечных болезней. В настоящее время в медицине широко применяется настойка ландыша, помогающая при неврозах.
 
Слайд 8
4. Я расскажу вам интересную легенду. Пущенная могучей рукой героя Геркулеса отравленная стрела пронзила грудь кентавра Хирона – существа с туловищем лошади и головой бородатого человека – и залитое кровью чудовище рухнуло в траву, мигающую лазоревыми огоньками васильков. Со стоном рвал их Хирон, славившийся  умением врачевать травами, и прикладывал их к своей  горящей огнем груди. Прошло время, и  излеченная чудодейственной силой васильков зажила жестокая рана кентавра.
Учитель: Настои и отвары цветков василька используются при воспалении почек и мочевыводящих путей, при отеках, связанных с заболеванием почек и сердечно-сосудистой системы.
 
Учитель. Ребята! Часто, помогая взрослым пропалывать огород, вы встречаетесь с такой травой, от которой даже на губах остается горечь. Кто знает, как называется эта трава? (полынь)
 
Слайд 9
5. Существует легенда, рассказывающая о том, как половецкий хан Отрок отправился  со своей дружиной завоевывать другие государства. Долго отсутствовал хан дома, и решил его брат передать через гонца весть и слова о том, что пора возвращаться домой. Но не принял хан гонца и даже велел выгнать его. Тогда  юноша передал хану пучок травы полыни. Горько заплакал Отрок, вдыхая запах родной земли. А утром с первыми лучами солнца запылилась дорога через перевал. Это хан со своей дружиной возвращался домой.
Учитель В медицине  полынь горькая применяется для возбуждения аппетита, от бессонницы, для восстановления сил.
Много на  земле растений, не о каждом сложена легенда, но тем не менее они ничуть не хуже других.
У всех вас около дома растут деревья и кустарники. Задумывались ли вы о том, что это - природные лекари? Что вы о них знаете?
          (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ).

Слайд 10. Открываем следующую страницу.  Послушайте, что расскажут о зеленых помощниках наши ребята.
 
Слайд 11.
6.   Береза-дерево здоровья. В медицине используются почки, листья, березовый сок, береста. Лечат березой почки и печень, желудок, раны, ангину, простуду.
Листья березы способны выделять фитонциды - вещества, губительные для бактерий и микробов. Наукой доказано, что за 3 часа березовые фитонциды способны убить микробы, а за 20-25 минут бактерии. Вот почему в березовом лесу так легко дышится!  А любители отправляются в баню только с березовым веником. Оказывается, при запаривании веника образуются эфирные пары, которые благотворно влияют на здоровье. На Руси веники заготавливали 6 июля - в день Агрофены Купальницы. Веники делали не только березовые, но и сборные, в которые входило по ветке от березы, ольхи, рябины, смородины, черемухи, ивы. Вечером играли в разные игры - но обязательно в ручейки. Мы с вами сейчас в неё сыграем.
Если вам, понравилась игра, можете играть в неё не только  летом, но и зимой.
 
Слайд 12.
7. Сосна. Это одно из ценнейших хвойных деревьев. Воздух соснового леса очень полезен для больных туберкулезом, так как хвоя сосны выделяет  фитонциды, которые, попадая в легкие, убивают бактерии. Лечебные свойства имеют все части растения. Сосновые почки применяют как отхаркивающее, мочегонное, дезинфецирующее средство, для ингаляций, а хвою применяют как сырьё, содержащее  витамин С и каротин.

Слайд 13.
8.   Малина  - кустарник. Помните детскую песенку (поет)
«По малину в сад пойдем, 3 р.
  И малину соберем 3р.
  Солнышко во дворе, а в саду тропинка.
  Сладкая ты моя, ягодка малинка»
Наверное, никто из вас не откажется полакомиться душистыми ягодами или выпить чаю с малиновым вареньем. А знаете ли вы, при каких заболеваниях мама или бабушка дает вам малиновое варенье? (дети отвечают).
Но знаете ли вы, что в лечебных целях используются не только ягоды, но и различные настои и отвары из листьев и цветков малины? Используют малину при  простудных заболеваниях.
 
Учитель Ребята, а какие еще вы знаете деревья и кустарники, используемые как лечебные?
(подорожник, мать и мачеха, крапива, шиповник, валериана, земляника, черёмуха, ромашка, пастушья сумка).
А теперь пришло время вам поработать самостоятельно, и узнать ещё о нескольких лекарственных растениях нашей местности и о том, когда они применяются.
Работа в группах. Каждая группа по 3-4 человека по желанию. Каждый участник получает цветную полоску. Собираются новые группы по цветам – это экспертные группы. Получают описание 1 лекарственного растения. Знакомятся с ними и затем возвращаются в старые группы и рассказывают всем каждый о своём растении.

Слайд 14    
РОМАШКА АПТЕЧНАЯ
Растет  в лесу кудряшка,
Белая  рубашка, сердечко золотое,
Что   это такое?  
Однолетнее ароматное растение семейства сложноцветных. Распространена на юге и в средней полосе европейской части России. Растет по опушкам хвойных, смешанных и широколиственных лесов, вдоль просек и дорог, на вырубках, в населенных пунктах, посевах и садах. Как сорное растение может появляться в самых различных местах. но
Ромашка аптечная в качестве лекарственного средства была известна еще врачам Древней Греции и Рима, не меньшей известностью пользовалась она у врачей средневековья.
В XVIII и XIX веках применялась лишь в косметике.
Лекарственным сырьем являются соцветия (цветки) ромашки аптечной. Заготавливают соцветия в начале цветения.
Цветки. Настой (внутрь) — при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, болезнях печени и желчевыводящих путей, метеоризме, спазмах желудка; в виде клизм — при колитах и геморрое; в виде полосканий — при воспалении десен, слизистых оболочек, ангинах; в виде примочек — при экземах, язвах, нарывах, ожогах рентгеновскими лучами; в виде припарок — при ревматизме, подагре, артритах, ушибах. Порошок в народной медицине — при мигрени; сок (внутрь) — при лечении гастритов, язвенной болезни желудка, при спазмах и болях в желудке и кишечнике, метеоризме, поносах, болезнях печени, желчного и мочевого пузыря, почечных коликах. Рекомендуется при повышенной кислотности желудочного сока. Принимаемый с медом и сливками на ночь вызывает крепкий сон. Наружно в виде полосканий — при ангине, для промывания глаз, ран, при потливости конечностей.
Ромашка аптечная входит в состав успокоительных, ветрогонных и мягчительных сборов.
Растет на лугах, в лесу,  близ жилья, часто образуя  сплошной ковер. Это сорное растение занесено к нам   из Америки  В качестве сырья используют  цветочные корзинки, которые собирают в начале цветения, ощипывая их вручную, и сразу же  сушат на чердаках.        Используют настой травы при простуде,  при головных болях,   при  болях в животе.     Наружно применяют, как противовоспалительное для полоскания горла.        Применяют в качестве средства укрепляющего корни волос. 
 
Сценка.
Приходит мальчик домой, а его встречает мама. Спрашивает его как дела в школе, а он не может говорить. Мама дает ему стакан с отваром ромашки прополоскать горло и мальчику полегчало.
Слайд 15. 
Подорожник
Тонкий стебелек  у дорожки
На конце  его сережки.
На земле лежат листки,
Маленькие  лопушки.
Нам он, как  хороший  друг,
Лечит ранки ног и рук.
 
Подорожник, Встречаются вдоль дорог, на сорных местах, пустырях, в степях, на лугах, песках.  С лечебными целями используют листья подорожника, содержащие каротин, витамин С, а также фитонциды. Настой из листьев применяют как отхаркивающее средство, сок - для улучшения пищеварения при лечении гастритов и энтеритов.
Молодые листья идут на супы, салаты.
Одно из самых древних лекарственных растений. Еще в Китае в медицинских целях его собирали более 3000 лет назад. Древние греки и римляне применяли семена подорожника при дизентерии, воспалительных состояниях желудка, кишечника и других заболеваниях. Употребляли его Гиппократ и Гален. Авиценна считал, что он чрезвычайно хорош для язв. Листья его вяжут. Они препятствуют кровотечению, а будучи высушены, способствуют заживлению застарелых и свежих язв, и при язвах нет ничего лучше этого. Авиценна применял листья подорожника также как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство.

Существует легенда о том, как были открыты ранозаживляющие свойства подорожника. Однажды две змеи, расположившись на дороге, грелись на солнце. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая задержалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай как будто бы и натолкнул людей на мысль о возможности использования растения для лечения ран.

В традиционной медицине настой листьев подорожника применяют в качестве отхаркивающего средства при бронхитах, бронхиальной астме, коклюше, туберкулезе легких. В практической медицине препараты подорожника (включая сок подорожника) используют  при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Настой листье подорожника применяют наружно при воспалительных болезнях ротовой полости и носоглотки, ушибах, ранах, порезах, хронических язвах, ожогах, флегмонах, фурункулах, гнойных ранах.

Сценка
Идут бабушка с внучкой по дорожке. Внучка натерла ногу. Бабушка приложила подорожник и всё прошло.
Многолетняя трава, растет вдоль дорог, у  жилья, на лугах, в лесу  на тропинках. Цветет в июне – августе. Заготавливают листья, семена подорожника. Используют  в виде настоя и свежего сока при болезнях желудка,  кишечника, а также как ранозаживляющее
и  кровоостанавливающее.
 
Слайд 16 
ОДУВАНЧИК
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом
А дунул ветерок –
Остался стебелек.   
Одуванчик лекарственный — многолетнее травянистое растение высотой до 30 см, с маловетвистым стержневым корнем.  Листья одуванчика голые, перисто-надрезанные или цельные, ланцетные или продолговато-ланцетные, зубчатые, длиной 10—25 см, шириной 1,5—5 см, собранные в прикорневую розетку.  Плод — серовато-бурая веретенообразная семянка с хохолком, состоящим из белых неветвистых волосков. Все части растения содержат густой белый млечный сок, горький на вкус. Цветёт одуванчик в мае—июне, иногда наблюдается осеннее цветение, плодоносит — с конца мая по июль. Одуванчик употребляют для лечения гепатита, холецистита, жёлчнокаменной болезни, желтухи, гастрита, колита, цистита, для улучшения аппетита и пищеварения, при запоре,метеоризме, а также в качестве противоглистного средства.
Свежие листья и сок из листьев рекомендуют для лечения атеросклероза, кожных заболеваний, при авитаминозе С, анемии.
Настой травы вместе с корнями употребляют при различных заболеваниях печени и жёлчного пузыря, опухолях, водянке, мочекаменной болезни, геморрое. Настой травы применяют при авитаминозах, а также при различных болезнях кожи: сыпях, угрях, фурункулёзе.
В китайской народной медицине все части растения употребляют в качестве жаропонижающего, потогонного, общеукрепляющего средства, а также при сниженном аппетите, укусах змей, для усиления лактации у кормящих матерей, при воспалении лимфатических узлов, фурункулёзе и других кожных заболеваниях.
Одуванчик также применяют внутрь и наружно при фурункулёзе, экземе, кожных сыпях. Масляную настойку корней одуванчика используют как средство при лечении ожогов, а при удалении бородавок и мозолей местно применяют млечный сок растения.
  
Растет по лугам, пустырям, у дорог, в садах и сосновых лесах.  Цветет  все лето. Корни выкапывают осенью, в период увядания или  ранней весной до начала цветения. Используют настой травы  при  простуде,  для возбуждения аппетита, и улучшения
 работы желудочно – кишечного тракта, при  бессоннице.
                    
Учитель. А сейчас я хочу предоставить слово    работнику сельского ФАПа, заведующей аптекой   (Рассказывает о тех растениях, которые имеются в аптеке, обращает внимание на то, что заниматься самолечением нельзя, потому что это лекарства)
 
Игровая пауза «Кто внимательный?»
Если вы внимательно слушали, ответьте на вопросы о лекарственных растениях.
1. Ты натёр ногу в пути, как облегчить боль? (приложить лист подорожника)
2. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Шиповника и черной смородины)
3. И если случиться тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится,
Слегка горьковатый, душистый отвар. (Ромашка)
4. Какая трава самая горькая и очень популярна в народной медицине? (Полынь. Её издавна применяли как жаропонижающее, кровоостанавливающее, желчегонное средство. Капли улучшали аппетит и пищеварение)
5. Есть такой один цветок, не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка, был цветок и нет цветка. (Одуванчик).
6. Какое растение называют “эликсиром жизни”? (одуванчик)
7. Какое лекарственное растение спасло семь прекрасных братьев Лизы? (Крапива)
8. Какие болезни лечит красавица берёза? (Почки и печень, ангину, простуду0
 
Учитель  слайд 17
Среди лекарственных растений, с которыми мы встречаемся у реки, в поле, на лужайке возле дома есть такие, которые могут навредить нашему здоровью. Это - ядовитые растения.  Следующая страничка посвящена им. Слайд 18. Чаще всего мы встречаемся с  беленой, дурманом, болиголовом пятнистым, пасленом. (показываю растения и рассказываю) Белена – у этого растения наиболее ядовиты семена, отравление-явление  нередкое. Особенно часто отравляются дети, принимая их за мак. Применяется в медицине  как болеутоляющее средство.

Слайд 19. Отравление дурманом часто связаны с применением его отваров и настоев для самолечения, а также с ошибочным употреблением частей растения в пищу. Применяется для лечения судорожного  кашля, но только по назначению врача. Нужно запомнить, как выглядят эти растения и никогда их не рвать. Слайд 20. Запомните, что ландыш - тоже ядовитое растение.
 
Учитель Пришла пора перейти к следующей странице.
 Если кто-то простудился,
 Голова болит, живот,
 Значит, надо подлечиться,
 Значит, путь - на огород.
 
Страница называется «Здоровье на грядке»
 Мы уже привыкли к тому, что каждый день на нашем столе-овощи. И никто не задумывается о том, какую роль они играют для сохранения здоровья. Сегодня на нашей выставке много овощей, плодов, они помогут вам разгадать кроссворд. Слушайте внимательно, о чем идет речь.
 По горизонтали
1.Эти резные листочки
Лечат сердечко и почки.
Улучшают аппетит,
Боль прогонят, где болит.
Быстро смывают веснушки
И лысины нет на макушке. (петрушка)
 
2. Это растение обладает высокими лечебными свойствами. Свежеприготовленный сок применяется от изжоги, при болезнях желудка, при головных болях. Свеженатертую кашицу используют для лечения ожогов.
(картофель)
 
3. Овощ этот очень крут
Убивает всех микробов вокруг
Помогут фитонциды
От оспы и чумы
И вылечить простуду
Им тоже сможем мы. (лук)
 
4. Этот овощ издавна славится своими целебными свойствами. Сок рекомендуется при воспалении в полости рта, при простуде, заболеваниях глаз, как общеукрепляющее средство.(морковь)
 
5. Этот   плод-аптека наша,
Из него полезна каша.
Семечки – деликатес
И глистам противовес.
Диетическое блюдо
От болезней всех, как чудо!(тыква)
 
ПО ВЕРТИКАЛИ.
 
2. Используется этот овощ при заболеваниях печени, желудка, головной боли. Лист  с медом прикладывают к груди от кашля, свежий сок – используют при воспалении ротовой полости, сок с сахаром- отхаркивающее средство.(капуста)
 
6. Листья-будто кружева
Украшенье для стола
Повышают аппетит,
Придают здоровый вид.
Круглый год лечение,
И всё от воспаления. (укроп)
 
7. Обладает сильными бактерицидным свойством. С целью профилактики употребляется против гриппа, ангины, дезинтерии. В виде кашицы, мази, сока используется для лечения кожных заболеваний. Во время простудных заболеваний, эпидемий гриппа рекомендуют промывать нос водным настоем этого растения, а на шее  носить ожерелье из зубчиков. (чеснок)
 
8. Это-источник белка для  спортсмена,
Это лекарство для органов тела.
Лечит и печень, и почки,
Гладкими будут щечки. (фасоль)
 
9. Давление понижает,
Кровь оздоровляет,
Салат-от ожирения,
Сок- от воспаления.(свёкла)
 
Молодцы, ребята, славно потрудились!
 
Познакомьтесь с нашей выставкой – здесь - сушеные плоды черемухи, шиповника, компоты из ягод, варенье из малины, смородины. Эти продукты в течение всей зимы снабжают наш организм витаминами, а это помогает справиться с  простудными заболеваниями.
 
 Учитель Следующая старица – «Лекарства на окне
СЦЕНКА.
Слайд 22.
К бабушке приходит внук и жалуется на боль в ухе.  Бабушка спрашивает, водила ли мама его в больницу. Внук отвечает, что ни таблетки, ни мази не помогают. Бабушка подходит к окну, срывает лист герани, кладет внуку  в ухо. Боль проходит. Бабушка советует повторить это лечение еще несколько раз.
 
 Вопрос: Каким цветком воспользовалась бабушка? (герань)
 
Слайд 23. 
Учитель Это растение - лучшее украшение окон, клумб, газонов. Народная медицина считает, что аромат листьев снимает головную боль, прогоняет усталость.
Среди других растений можно выделить хлорофитум, саньсевьеру, которые очищают воздух от микробов, алоэ и каланхоэ. Сок каланхоэ употребляют при простуде. А при каких болезнях используют алоэ? (Ответы детей)
Мы с вами долго и много говорили о том, как могут нам помочь растения, которые растут рядом с нами. Расул Гамзатов в одном из своих стихов пишет так:
 С целым миром спорить я готов,
 Я готов поклясться головою
 В том, что есть глаза в всех цветов
 И они глядят на нас с тобою.
           В час раздумий наших и тревог
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.

Как вы думаете, а почему растения роняют росинки-слезинки?
 (Ответы детей)( Подвести к мысли о защите природы.)
 Многие лекарственные растения занесены в Красную книгу, находятся на грани исчезновения.
Ребята, подумайте, что нужно делать, чтобы, пользуясь дарами природы, сохранить её? (Групповая работа, на плакатах написать правила сохранения природы)
Обсуждение.

Учитель. Обратите внимание на доску. Здесь  вывешен календарь сбора лекарственных растений. (Рассказываю с опорой на календарь, что разные растения и разные части растений собирают в разное время.) Читаю с плаката «Правила сбора растений»
 
Нам всем нужно запомнить, что природу нужно охранять, и тогда мы ещё много лет сможем пользоваться её дарами.
Ты пришел за помощью к природе?
 Добрым будь и береги её.
 Ветки не ломай, корней не трогай
 Помни, нужно много лет,
 Чтобы кустик снова мог помочь тебе.
 
 Говорим при всем народе:
 Чтоб продлить природы век,
 Должен помогать природе
 Друг природы-человек.
 
  Чтобы мирно мчались годы,
 Расцветал за веком век
 Другом быть для всей природы
 Должен каждый человек!
Хором: Охраняйте природу!
 
А сейчас, ребята, мы проведем игру «Кто узнает?»
(Каждый группе вручаю конверт с рисунками лекарственных растений и их названиями) Кто быстрее соберет пары?
 Включаю музыку «Вальс цветов» Чайковского
Пока звучит музыка – составляют пары. Проверка
 
Учитель Мы прочитали наш альманах.
Теперь вернёмся к вопросу «Лечит болезни врач, но излечивает природа». Что Гиппократ хотел сказать этим высказыванием?
Я думаю, что вы согласитесь с заповедью буддийской медицины: «Если посмотреть вокруг взглядом врача, ищущего лекарственные средства, то можно сказать, что мы живем в мире лекарств». Только добавим, что пользоваться этими дарами нужно бережно, разумно.
 
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!
 
 Природа щедро дарит нам свои богатства. Нужно только научиться правильно ими пользоваться, и не ждать, пока болезнь начнет наступать, а заботиться о своем здоровье каждый день. Пусть каждый день приносит вам радость и здоровье. А чтобы вы не болели, мы хотим подарить вам рецепты здоровья (дети дарят гостям самодельные книжки – раскладушки с рецептами витаминного чая, укрепляющего чая. Присутствующим детям и участникам журнала дарю открытки со стихотворением «Есть просто храм…»)


                               Сценарий игры – викторины для младших школьников

Целебные растения вокруг нас.
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о лекарственных растениях.

Задачи:
Расширить знания учащихся о лекарственных растениях о правилах сбора лекарственных растений.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любовь к природе, животному и растительному миру планеты.
Развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений.

Материалы: волчок, конверты с заданиями, черный ящик, гербарий чистотела.
Предварительная работа: подготовить приз.

Ход игры-викторины
- И сегодня против телезрителей играет команда молодого поколения, капитан команды … прошу команду занять свои места за столом.
- Напоминаю вам правила нашего интеллектуального казино:

1. В нашей игре команда знатоков играет против команды телезрителей.

2. Перед вами рулетка, на которой установлен волчок (юла) со стрелкой. Вопросы находятся в разложенных на столе конвертах, подписанных названиями городов. Волчок раскручивает распорядитель, и вопрос, на котором останавливается стрелка, выбирается для игры. Если выпавший сектор уже сыгран, то выбирается следующий за ним по часовой стрелке ещё не сыгравший вопрос. Обсуждение ведётся одну минуту. В конце обсуждения капитан команды должен назвать знатока, который даст ответ. …

3. Каждый верный ответ на вопрос даёт команде одно очко, неверный ответ даёт очко «команде зрителей»

4. Когда одна из команд набирает шесть очков, она выигрывает.
Итак, осенняя серия, команда знатоков против команды телезрителей.

Первый раунд.
- Напоминаю, что один раз за игру команда знатоков может воспользоваться помощью клуба.
- Солнечный город против вас играет доктор Пилюлькин. Однажды листая один из своих медицинских справочников доктор наткнулся на следующий текст.
В давние времена их сушили, делали из них отвары и использовали для лечения различных заболеваний.
- Внимание вопрос: о чем идет речь в данном справочнике?
- Прошу, кто отвечает?
- А теперь внимание правильный ответ (лекарственные растения)

Второй раунд.
- Подводное царство. Против вас играет царевна Волхова.
- Этот прекрасный весенний цветок издавна привлекал внимание людей, и о его происхождении сложено множество поэтичных легенд. Старинное русское предание рассказывает о безнадежной любви водяной царевны Волховы к удалому Садко. Узнав о его верной любви к простой девушке Любаве, она вышла на берег, чтобы в последней раз послушать песни и игру на гуслях своего любимого. Долго ходила Волхова по лугам и опушкам, но Садко нигде не было. Как вдруг увидела она двоих среди стройных берез — это они, Садко и Любава. Заплакала с горя гордая царевна, горькие слезы покатились из ее синих, как море, глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные серебристые цветы — символ верности, любви и нежности. Кроме того отвар из этих цветов унимает сердечную боль и укрепляет память.
- Внимание вопрос: о каком цветке идет речь?
- Прошу, кто отвечает?
- А теперь внимание правильный ответ (ландыш)

Третий раунд.
- Лимпопо, с вами играет доктор Айболит. Из Японии доктору пришло письмо от одной мамочки панды с просьбой прислать семена одного очень известного лекарственного растения, для того чтобы лечить ссадины маленьких непоседливых панд, к сожалению мама-панда совсем забыла как оно называется вспомнила только, что от прикосновения этого растения на коже образуются крапинки от сюда и его название.
- Внимание вопрос: О семенах, какого растения идет речь?
- А теперь внимание правильный ответ. (Крапива)

Четвертый раунд.
Блиц раунд. Напоминаю вам правила. Вам будет задано поочередно 3 вопроса. На обсуждение каждого вопроса у команды 20 секунд. Если знатоки хотя бы один раз дадут неверный ответ этот раунд выигрывает команда телезрителей.

- Первый вопрос:
Есть один цветок такой, не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка, был цветок - и нет цветка. ( Одуванчик).
Прошу, кто отвечает?
- А теперь внимание правильный ответ.
- В китайской народной медицине все части этого растения употребляют в качестве жаропонижающего средства, а также при укусах змей. Это одуванчик.

- Второй вопрос.
У реки, на лугу,
Босиком на снегу
Первые цветочки-
Жёлтые глазочки. (Мать-и-мачеха)
Прошу, кто отвечает?
- А теперь внимание правильный ответ.
- Это растение ценное средство от кашля. Это мать и мачеха.
- Это растение можно встретить повсюду: под каждым забором, в канаве, у дорог. А людей простоватых, которых ничего не стоит обмануть, так и называют… (Лопух)
Прошу, кто отвечает?
- А теперь внимание правильный ответ.
- Это у нас в России он растёт как сорняк. А в Японии на многих крестьянских полях можно видеть заботливо ухоженные грядки этого растения. В народной медицине применяется и корни, и листья этого растения. Заболела голова – приложите лист. Зудит кожа – быстро всё успокоится, если приложить к зудящему месту лист этого растения. Это лопух.

Пятый раунд.
- Москва, с вами играет Геннадий Петрович Малахов, эту траву называют – травой от 99 болезней. Это растение считали магическим, предохраняющим от привидений. Бытовало поверье, будто черти, колдуны не страшны человеку, который постоянно носит с собой это растение. Кроме того, отвар из этой травы является успокаивающим средством.
- Внимание вопрос.
- О каком растении идет речь?
- Прошу, кто отвечает?
- А теперь внимание правильный ответ. (зверобой)

Шестой раунд.
- Прошу внести черный ящик, с вами играет Баба Яга. Название этого растения происходит от латинского слова «ласточка». В народе его называют ласточкина трава, чистая трава. Есть древнее поверье, что соком этого растения лечат своих слепорождённых птенцов. Потому - то и говорят, что зацветает он прилётом птиц. Но кроме целебных свойств, это растение имеет еще одно, оно – ядовито. Поэтому применение его требует большой осторожности.
- Внимание вопрос.
- О каком растении идет речь?
- Прошу, кто отвечает?
- А теперь внимание правильный ответ. (чистотел)

Седьмой раунд.
- Канал Карусель с вами играет Совунья.
- Недаром в народе корень этого растения называли корнем жизни, чудом мира, духом земли, святой травой, царем земных растений. С лечебными целями это растение применяли уже более трёх тысячелетий как средство, излечивающее от старческих недугов и болезней, возвращающее молодость, поднимающее с постели ослабевших после тяжёлых болезней.
- Внимание вопрос: о каком растении идет речь?
- Прошу, кто отвечает?
- А теперь внимание правильный ответ. (женьшень)

Восьмой раунд.
Сектор 12. Этот сектор обозначает, что вы должны ответить на вопрос гостей нашего клуба.
- Какое растение испльзовали раньше вместо ваты?(мох)

Девятый раунд.
- Болото, с вами играет Дуремар. Когда я и Карабас Барабас отправились искать Буратино, нам пришлось идти по оживленному шоссе по дороге к болоту. По дороге я решил собрать лекарственные растения для своего нового отвара. Карабас Барабас, увидев это, закричал на меня: «Ты, что нельзя собирать лекарственные растения около дороги». Прав ли Карабас Барабас?
- Прошу, кто отвечает?
- А теперь внимание правильный ответ.
- Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили.
- Подведение итогов игры, награждение победителей.

 


Теги: Занятие